|
Около ста полотен знаменитой русской художницы Зинаиды Серебряковой представлены в галерее «Дом Нащокина». Многие работы художницы из частных собраний и музейных фондов выставляются впервые.
Она жила, не выпуская карандаша из рук. Торопилась, вырывая листки из альбома, порой неаккуратно, вместе с корешком. Эти рисунки Зинаиды Серебряковой никогда не выставлялись и больше века пролежали увесистой пачкой. Края потрепались, но ценность от этого лишь возросла.
«На одной стороне мы видим ее подготовительную работу к крестьянской теме. А это знаменитый ее друг Эрнст. Он был известным искусствоведом», - говорит директор галереи «Дом Нащокина» Наталья Рюрикова.
Наброски даже на обороте. Быстро перенести на бумагу увиденный образ, и не важно, что будет с зарисовкой. Здесь вообще лишь часть рисунка. Целиком сохранились эскизы к знаменитой картине «Беление холста». Еще одна работа - «Муж Борис отдыхает». Внизу лаконичная подпись - «Боря после Лувра».
Зинаида Серебрякова. По отцу - Лансере, по матери - Бенуа. В родовом имении Нескучное под Харьковом она написала свои лучшие пейзажи и создала цикл работ на крестьянскую тему. Но в Гражданскую войну имение сгорело, от тифа умер любимый муж. От пролетарского искусства художница была предельно далека и уехала на заработки во Францию. Отныне в ее картинах поселяется грусть. Яркий пример тому - полотно «Карточный домик».
«Дети на картине очень грустные. Не веселые, безоблачные, беззаботные, а дети, которые потеряли отца», - говорит директор галереи.
Собственные дети, а их у нее четверо, - любимые модели Серебряковой. Еще она часто рисовала автопортреты. Да и сельских девушек наделяла своим разрезом глаз. Женские образы, по мнению искусствоведов, удавались художнице лучше всего. «Это удивительная чистота, хрупкость, свечение. Ей это удавалось очень здорово», - говорит Наталья Рюрикова.
На выставке Зинаиды Серебряковой в галере «Дом Нащокина», помимо набросков и эскизов, будут представлены около ста полотен. Экспозиция продлится до конца января.
| |