|
«В существующей сегодня практике патриотического воспитания упор делается на идее превосходства - военного, научного или даже морального, а это путь опасный и даже ложный. Эти идеи - остатки имперских амбиций советского времени», - заявила газете ВЗГЛЯД писательница Людмила Улицкая, объявившая литературный конкурс для подростков «После Великой Победы».
Писательница Людмила Улицкая, один из самых популярных в России прозаиков и лауреат множества литературных премий, объявила семейный литературный конкурс «После Великой Победы». В рамках этого проекта подростки должны будут написать рассказы о послевоенном детстве своих бабушек и дедушек, воспользовавшись их воспоминаниями, полученными из первых уст. Лучшие из этих рассказов войдут в сборник, который станет продолжением книги Улицкой «Детство-49», посвященной послевоенному детству самой писательницы. В интервью газете ВЗГЛЯД Людмиоа Улицкая рассказала о том, каков смысл этого начинания.
ВЗГЛЯД: Можно ли назвать проект «После Великой Победы» воспитательным?
Людмила Улицкая: Давайте так: отвечаю по секрету - да, воспитательный. Но ярлык этот навешивать все же не будем. Назовем его лучше исследовательским: подростки исследуют собственную семейную историю. Во-первых, это интересно. Во-вторых, - создает лучшее взаимопонимание между поколениями, цементирует семью. В-третьих - каждая такая семейная история представляет собой маленькую главку истории страны. Так что, в целом, можно считать этот проект воспитательным, хотя от этого словосочетания пахнет тоской и занудством.
ВЗГЛЯД: Как вы относитесь к разговорам о необходимости патриотического воспитания и согласны ли вы, что у нас оно осуществляется не так, как должно было бы?
Л.У.: Любовь к родине - такое естественное, общечеловеческое чувство. В эту любовь включен и язык, и культура, и пейзаж за окном, и родственники, ближние и дальние, и друзья. У каждого народа есть свои особые драгоценности: у немцев музыка и философия, у итальянцев изумительное изобразительное искусство, у русских - непревзойденная литература, наш «золотой век». Именно чувство причастности к великой культуре и есть лучшее из возможных видов патриотического воспитания. В существующей сегодня практике патриотического воспитания упор делается на идее превосходства - военного, научного или даже морального, а это путь опасный и даже ложный. Эти идеи - остатки имперских амбиций советского времени. Любовь к родине не воспитывается с помощью барабанного боя давно обветшавших слов. Мир так переменился со времени Второй мировой, что в следующей войне победивших не будет - только побежденные. В сегодняшнем патриотическом воспитании присутствует такая доза агрессии, которая очень настораживает. Любовь к родине имеет весьма отдаленное отношение к такому патриотическому воспитанию.
ВЗГЛЯД: Верно ли, по-вашему, что нынешние подростки имеют смутное представление о Великой Отечественной войне и что в массе она им неинтересна?
Л.У.: На основании опыта общения с моими внуками могу сказать только одно: для них что война 1812 года, что война 1941-го - события отдаленной истории. И добавлю: природа человека меняется очень медленно: мальчиков по-прежнему увлекает война. Вот буквально в последние дни общалась с очень милым парнем восемнадцати лет, который после тяжелой травмы получил белый билет. Он в большом горе, потому что считает, что мужчина должен обязательно иметь опыт армии, а иначе что же он за мужик? Впрочем, семья у него казачья, может, действительно глубокие семейные военные традиции его тянут.
ВЗГЛЯД: Вокруг Великой Отечественной войны в России до сих пор не существует консенсуса, она продолжает оставаться предметом ожесточенных споров между «патриотами» и «либералами». Организуя этот конкурс, вы, вероятно, стремитесь утвердить приоритет фактов и безыскусных воспоминаний над историческими спекуляциями и идеологией?
Л.У.: В вашем вопросе содержится противопоставление двух терминов - патриоты и либералы. Это, конечно, очень неточное употребление терминов. Я бы эти две категории людей назвала иначе: обучаемые и необучаемые. Есть люди, для которых мерзость и аморальность любой войны незаметна, им уроки прошлой войны впрок не пошли. Миллионы убитых, раненых, сирот, вдов, колоссальные материальные потери в счет не идут в сравнении с приобретениями: власти, политического влияния, территорий. Есть такие люди, из числа прошедших войну, и я таких много знала, которые понимают, что хуже войны нет несчастья для страны. И не обязательно, чтобы она была мировой: даже маленькая война, вроде чеченской, уносит жизни людей, материальные ресурсы, наносит огромный нравственный урон.
Война - преступление и несчастье, и в любой войне они идут рука об руку. Да, я не скрываю: полученные из первых рук сведенья о войне в большой мере противоречат расхожей общественной легенде.
ВЗГЛЯД: Почему проект посвящен именно послевоенному, а не военному детству старшего поколения?
Л.У.: Исходя из соображений реалистических: почти не осталось людей, чье детство пришлось на послевоенные годы. В нашей стране средняя продолжительность жизни мужчин на 2011 год составила 59 лет. Считайте на пальцах, много ли мы наберем людей, которые расскажут о довоенном детстве. Конечно, мы будем рады, если люди напишут нам о послевоенной жизни, даже если им было в то время не пять-шесть, а 16 или 26...
ВЗГЛЯД: Есть ли в проекте чисто литературный аспект, то есть можно ли считать его в какой-то мере еще и конкурсом талантов?
Л.У.: Ни в коем случае. Интересует только содержание. Ошибки грамматические поправим, расставим недостающие запятые и напечатаем. А если какой-нибудь гений объявится, мы будем рады. Но задачи выявлять литературные таланты не ставим.
ВЗГЛЯД: Что для Вас важнее - обогатить опыт подростков-конкурсантов или же собрать в доступном виде некую мозаику воспоминаний? Иными словами, о чем идет речь прежде всего - о передаче памяти от рассказчика к записывающему или об адресации к широкой аудитории?
Л.У.: Хотелось бы, чтобы и связь между поколениями, внутри семьи, в особенности, укрепилась. Чтобы люди вспомнили о том, о чем, может быть, много лет молчали от страха. Несколько лет тому назад общество «Мемориал» затеяло конкурс школьных сочинений по истории. Они потом издавали целые тома - это потрясающие сочинения об истории семей, школ, деревень. Ребята, проведшие такое исследование - граждане, способные мыслить самостоятельно, оценивать факты, сравнивать их. Им уже пустой болтовней мозги не задурить.
Развернутая на фоне патриотического воспитания новая сталинизация меня очень беспокоит. Может, забылась эпоха насильственной коллективизации и раскулачивания, арестов, чисток, партсобраний, гимнов и маршей? И для этого тоже не вредно вспомнить о своем подлинном прошлом.
| |