|
На Московском кинофестивале прошла премьера картины Люка Бессона «Леди» с Мишель Йео и Дэвидом Тьюлисом. Это мелодрама о лидере бирманской оппозиции, ее английском муже, их любви и долгой разлуке. У публики с ними скорая встреча - на этой неделе фильм выходит в прокат
ММКФ очень большой фестиваль. Кино здесь хочется измерять в категориях вроде валового продукта. Если, скажем, в Каннах всего семь официальных программ плюс отдельные «Двухнедельник режиссеров» и «Неделя критики», то в Москве, кроме четырех конкурсов (основной, «Перспективы», документальный и «Уголок короткого метра»), есть еще 22 внеконкурсные программы. И это не предел, с каждым годом программ все больше. Но никак нельзя сказать, чтобы в их размножении был какой-то смысл помимо производственного, о котором знают только кураторы и организаторы. Еще недавно казалось, что ММКФ стал фестивалем фестивалей, на котором главное - возможность увидеть свежие каннские, берлинские и сандансовские хиты. А конкурс - в основном проблема прессы, которой надо создавать впечатление процесса и события, хотя лауреатов, если они не местные, обычно забывают максимум через неделю. Это негласный, как часто бывает в России, договор о взаимной имитации осмысленной работы: одни делают вид, что в Москве идет настоящее киносоревнование, другие притворяются, будто им интересно его описывать. Цели этой симуляции вполне благородные: под разговоры о престиже и масштабе ММКФ как раз и можно показать российским киноманам то, что они не найдут в коммерческом прокате. Но отлаженный таким специфическим образом механизм, похоже, перестает работать. Во-первых, главные внеконкурсные хиты, на которые прежде всего и ломится публика, куплены и выйдут на экраны. Во-вторых, куплены не только они. В двух десятках параллельных программ много картин, которым ММКФ нужен как рекламная площадка. Это нормальная логика прокатчиков, так делается во всем мире. Но эта же логика заставляет меня сейчас делать поводом для репортажа фильм Люка Бессона вместо того, чтобы написать о нескольких хороших картинах, которые я посмотрел на фестивале. Потому что эти фильмы вы не увидите, их показали один раз, они были в разных программах и не складываются в единый сюжет, а имена авторов вам вряд ли что-то скажут. В то время как Люк Бессон - режиссер популярный, в его картине играют звезды, а вслед за фестивальной премьерой она стартует в прокате. К тому же гражданские протесты, на фоне которых разворачивается сюжет «Леди», для нас актуальная тема. Но, кстати, именно поэтому сразу видно, что бирманские волнения для Бессона - просто экзотический антураж, чистая условность, в которой действуют законы сказки, а не политической борьбы. Демонстрации, аресты, обыски и автозаки нужны лишь для того, чтобы разлученные кровавым режимом супруги (Мишель Йео и Дэвид Тьюлис) последние полчаса рыдали в телефонные трубки. Зато это кино хорошо подходит к названию программы («Вокруг света»), в которой его показали. Как, впрочем, любое другое кино.
| |