|
Крупнейшие в мире энергетические компании, среди которых ExxonMobil и Газпром, могут быть вовлечены в территориальный спор вокруг границ богатого ресурсами Южно-Китайского моря. Главные действующие лица конфликта - Китай и Вьетнам, а компании могут оказаться пострадавшими.
В среду Вьетнам обвинил Китайскую национальную оффшорную нефтяную корпорацию (CNOOC) в незаконных действиях. Вьетнам недоволен тем, что CNOOC пригласила иностранные компании к участию в тендере по разведке ресурсов Южной-Китайского моря. Ханой говорит, что это нарушает территориальные границы, и американская ExxonMobil и российский Газпром работают на территории Вьетнама.
Исполнительный директор государственной нефтяной компании PetroVietnam До Ван Хау заявил, что CNOOC выставила на тендер девять разведочных блоков, которые расположены в пределах континентального шельфа Вьетнама. По мнению вьетнамских властей, распоряжения CNOOC серьезно нарушают суверенные права страны и должны быть немедленно отменены, пишет The Financial Times.
Вложив значительные средства в свои военно-морские ресурсы, Китай стал более настойчивым в вопросах, касающихся спорных территорий. В прошлом месяце CNOOC запустила свой первый проект по глубоководному бурению Южно-Китайском море. Этому предшествовало давление со стороны Пекина, который заявлял о намерении отстаивать свои территориальные претензии.
Китай борется за свои права на Южной-Китайское море, которое, как предполагают специалисты, богато нефтью и газом. Кроме того, это очень хороший торговый путь. Но на Южно-Китайское море также претендуют Малайзия, Бруней, Филиппины, Тайвань и Вьетнам.
Китайская компания CNOOC потратила почти 1 млрд долларов на сооружение нефтедобывающей платформы в Южно‑Китайском море. Пока Китай работает в прибрежной зоне, но вскоре он может переместиться на юг, где находятся острова Спратли и Парасельские острова. Однако их юрисдикция сейчас оспаривается пятью государствами.
Растущая напористость Пекина стала головной болью не только для китайских соседей, но и для США. Это подтолкнуло Вашингтон к углублению военно-политических отношений с Вьетнамом и Филлипинами.
По мнению аналитика Международной кризисной группы в Пекине Стефани Клейн-Албрандт, территориальный спор между Вьетнамом и Китаем перешел на новый уровень. «Об этом свидетельствует то, что CNOOC не смогла получить разрешения на разведку, прежде всего во многих спорных территориях. Это, безусловно, затрудняет работу корпорации по разведке ресурсов, на которые также претендуют другие страны», - отметила она.
Китай требует от международных нефтяных компаний, включая BP и ExxonMobil, отказаться от нефтяных и газовых сделок с Вьетнамом. Руководство ExxonMobil заявило, что эти вопросы могут решать только правительства двух стран.
Аналитик компании Jeffries Лаван Ю говорит, что процесс торгов CNOOC идет под надзором китайского МИДа и направлен на то, чтобы доказать свою политическую власть. Газпром ранее заявлял, что его проекты во вьетнамских водах не были частью спорной территории, в соответствии с официальной позицией Ханоя.
Во вторник представитель Министерства иностранных дел Китая Хун Ляй заявил, что действия CNOOC являются «нормальной корпоративной деятельностью». Он также призвал Ханой прекратить мешать Китаю работать в водах Южно-Китайского моря.
Газпром имеет деловые интересы не только в Китае, но и во Вьетнаме. В апреле Газпром подписал соглашение о разделе продукции с вьетнамской госкомпанией Petrovietnam. По условиям договора, российская газовая монополия получает 49% газового проекта на шельфе Вьетнама. Предполагается, что это поможет Газпрому усилить свои позиции на рынке сжиженного газа.
Проект будет реализован на условиях СРП (соглашения о разделе продукции). В соответствии с этим договором, Вьетнам должен предоставить инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на шельфе в Южно-Китайском море. Газпром должен будет провести исследовательские работы за свой счет. В рамках СРП инвестор получает часть добытых ресурсов. Раздел ресурсов начнется после того, как Газпром возместит свои затраты по проекту.
«В соответствии с Конвенцией ООН о морском праве, у государства есть возможность добывать полезные ископаемые на протяжении до 200 морских миль от берега (в статусе исключительной экономической зоны), поэтому теоретически Китай и Вьетнам могут поспорить о своих правах. Реализация проектов транснациональных и национальных корпораций на данных территориях будет зависеть от частного договора с обоими государствами. Таких договоренностей можно достичь, только нужно ли на практике Газпрому осуществлять добычу природных ресурсов в регионе, который вскоре может стать "горячей точкой"?, - задается вопросом адвокат юридической компании "Налоговик" Антон Соничев.
По его словам, территориальные споры, скорее всего, заставят Газпром поволноваться. В самой худшей перспективе Газпрому придется договариваться с другим государством, которое готово отстаивать свои территориальные претензии вплоть до военного конфликта.
Пока территориальный спор не разрешен, юридических барьеров для работы Газпрома нет, отметил Антон Соничев. "В таких условиях он может продолжать работать так же, как и раньше. К примеру, территориальный спор между Россией и Японией длится достаточно долго, но негативных правовых последствий он не создает", - заявил газете ВЗГЛЯД эксперт.
| |