|
На Московском кинофестивале вне конкурса показали самый скандальный фильм года - сербскую картину «Клип», до того награжденную «Тигром» в Роттердаме. Ее успел посмотреть обозреватель радио «Вести ФМ» Антон Долин.
Трансгрессия - в приблизительном переводе на русский «переход границ» - есть необходимое, а иногда и главное свойства произведения современного искусства; кино не исключение. Сегодня, когда любые табу отменены, а с экрана несется все, что угодно - даже и в мейнстримном кино, - удивить бывалого зрителя нелегко.
Но 29-летней дебютантке из Сербии Майе Милош это удалось. За это, в частности, ее и отметили на главном европейском смотре нового экспериментального кино в Роттердаме призовым «Тигром» - хотя и не только за отвагу, но также за талант, свежесть взгляда и бескомпромиссность.
Откровенные сексуальные эпизоды на грани порно современный кинематограф знает хорошо, но до сих пор они редко касались несовершеннолетних. Героиня «Клипа», блистательно сыгранная 14-летней Исидорой Симийонович, - старшеклассница из среднестатистического, не названного сербского города. Ее отец болен раком, мать крутится как белка в колесе, чтобы обеспечить двух детей и недужного супруга, а Ясна предоставлена самой себе.
Не лидер по натуре, не заводила, не отличница и не королева красоты своего класса, она самоутверждается за счет сексуальной эмансипации от всего мира - семьи, подруг, парней, самому задиристому и грубому из которых, школьному альфа-самцу, она с удовольствием отдается, терпя попутно унижения и боль, - лишь бы почувствовать себя взрослой и спастись от одиночества.
Ближайшая союзница и российский аналог Майи Милош - Валерия Гай-Германика, хотя ее фильмы и сериалы на фоне «Клипа» покажутся невинными мелодрамами для домохозяек.
В небывало откровенных сценах у Милош играли совершеннолетние дублеры, половые органы заменялись муляжами - но, надо сказать, иллюзия почти документального реализма шокирует, даже невзирая на это знание. Однако «Клип» - отнюдь не вызывающе-бунтарский эпатаж, а картина зрелая и серьезная: безжалостно, но не жестоко написанный портрет поколения «нулевых» показывает притупление эмоциональной сферы, постоянно, медленно и несмело, прорастающей сквозь физиологию.
Этим молодым животным не чужды ни любовь, ни сострадание, ни солидарность, - хотя рассмотреть их в огнях сельских дискотек, расслышать за громыханием сербской попсы не так уж легко.
К слову, заголовок не случаен: вернейший друг Ясны - присланный дядей из-за границы мобильник, на который она снимает, как клипы, все детали своей жалкой и прекрасной жизни, от ублажения бойфренда в школьном сортире до отца на смертном ложе.
Эксгибиционизм постоянно снимающих и снимаемых, невольных и самодеятельных актеров и режиссеров, делает возможным невозможное, дозволенным - запретное. Главное - увидеть, запечатлеть и показать, а потом уже попробовать прочувствовать и осмыслить.
То же самое, кстати, относится и к фильму. Между прочим, показ в рамках ММКФ был первым, но не единственным, вы еще можете рискнуть увидеть «Клип».
| |