|
34-й Московский международный кинофестиваль традиционно предлагает зрителям огромное разнообразие фильмов. Успеть везде просто невозможно, и приходится делать выбор в пользу той или иной программы.
Те, кто доверяют вкусу Кирилла Разлогова, - смотрят фильмы авторской программы «Секс, еда, культура, смерть»; кому ближе взгляд Петра Шепотинника - прорываются на модные показы подборки «Восемь с половиной фильмов». Кинокартины, замеченные на престижных смотрах этого года, демонстрируются в «Гала-премьерах» и «Вокруг света». Наибольшее внимание, разумеется, приковано к конкурсным программам, фильмы которых борются за призы. Но в большинстве случаев каждый просмотр - это загадка, сюрприз и риск...Дело ведь в том, что удивление от просмотра может оказаться не совсем приятным. Поэтому зрители, которые желают получить гарантированно приятный, запоминающийся, качественный фильм, ходят на ретроспективы. Казалось бы, глупость и оплошность на международном фестивале - смотреть старое кино, которое демонстрировалось множество раз и доступно на дисках и в сети... Но это старое кино прошло проверку временем, вошло в историю, дало нескольким поколениям режиссеров прекрасные уроки профессии, но возможность увидеть его на большом экране предоставляется редко. Таких фильмов немало, поэтому и составление ретроспективы требует авторского подхода: субъективности, соединенной с профессионализмом. Программа «Немецкое кино. От десятилетия к десятилетию», приуроченная к году Германии в России, стала плодом коллективного авторства. Десять критиков выбрали десять фильмов (по одному из каждого десятилетия киновека): Владимир Дмитриев - немой фильм Эрнста Любича «Кукла», Наум Клеман - «Кабинет доктора Калигари», оказавший огромное влияние на кинематограф всего мира; Антон Долин - блестящий звуковой триллер Фрица Ланга «М», Кирилл Разлогов - до сих пор запрещенный для публичного показа в Германии «Еврей Зюсс»; Виктор Матизен - сатирический фильм «Мы - вундеркинды»; Виктория Белопольская - драму «Расколотое небо»; Андрей Шемякин - «Германия осенью»; Борис Нелепо - «Классовые отношения»; Мария Кувшинова - «Быстро и без боли»; Михаил Ратгауз - «После полудня». В специальных программах и ретроспективах, в отличие от конкурсных показов, чем фильму больше лет - тем лучше, тем интереснее обещает быть просмотр и больше вероятность составить свежее, уникальное впечатление о произведении киноискусства прошлого. Среди организаторов ММКФ есть киноведы, которые искренне любят старое кино и стараются сделать ретроспективы значимыми, яркими, интересными событиями. Вместе с Госфильмофондом РФ они подарили публике редкую возможность посмотреть выдающиеся фильмы с пленки 35 мм, с синхронным переводом или субтитрами, не заглушающими голос актера, и к тому же - не в самых тесных залах. Сейчас, в эру развития домашних кинотеатров, стоит напомнить, что для восприятия произведения киноискусства каждому зрителю важна публика, дающая возможность сопереживания, соучастия, совместного восприятия фильма с совершенно чужими, незнакомыми людьми. Когда в момент испуга твое «Ах!» растворяется в такой же реакции других зрителей; когда на комедии начинаешь смеяться, не только реагируя на шутку, но и заражаясь хохотом публики; когда напряжение, созданное саспенсом, сливается в массовый ужас, - совершается таинство кинопросмотра. Сложнее всего организовать полноценный показ немого фильма. Немота являлась особенностью кино, а не его недостатком. При этом кинематограф по сути никогда не был беззвучным: показ фильмов сопровождался исполнением музыки вживую или с пластинки и иногда даже актерскими декламациями. Современный просмотр фильмов немого периода лишь напоминает их демонстрацию в былое время: изменились не только традиция просмотра и восприятие искусства кино, со временем потерлась и потемнела пленка, - немногие фильмы подвергаются тщательной реставрации. Чаще всего нам приходится смотреть немые картины с условным музыкальным сопровождением: наложенные композиции в целом соответствуют содержанию, но подобраны бездумно и невнимательно. Такой подход обедняет фильм и заставляет прикладывать больше усилий для его полноценного восприятия... А уж посмотреть кинокартину с живым сопровождением специально написанной музыки, как это бывало на премьерах и показах в приличных кинотеатрах - большая удача и редкость. Настоящий подарок преподнесли искушенным зрителям организаторы ММКФ, озадачившись достойным аккомпанементом к немым фильмам. Для сопровождения картин «Кукла» Э.Любича и «Кабинет доктора Калигари» Р.Вине был приглашен известный кинокомпозитор Алексей Айги, создавший музыку к фильмам «Страна глухих», «Дикое поле», «Орда», и др. Вместе со своим ансамблем «4`33``" Айги на протяжении нескольких лет работает над проектом "Немое кино - живая музыка", создавая музыку для демонстрации фильмов дозвукового периода и исполняя ее. Так, фильм Эрнста Любича "Кукла" уже был исполнен в рамках авторского проекта музыкантов, но Алексей Айги признался, что все ноты, за исключением одной композиции, были утеряны, поэтому для показа фильма в рамках ММКФ музыка была написана заново. Яркая, емкая и веселая комедия 1919 года о нерешительном юноше и девушке, притворяющейся механической куклой, со временем не потеряла своего обаяния. Убедиться в этом позволила внимательная и аккуратная работа Айги. Остроты, придуманные Любичем почти век назад, прозвучали ярко благодаря точной музыкальной акцентировке. Совсем другие задачи стояли при создании музыкального сопровождения для классического образца киноэкспрессионизма "Кабинет доктора Калигари", нарушившего многие, если не все, каноны кино своего времени. Мощное звучание, усиливающее атмосферу ужаса и тайны, временами отступает словно случайный бред, предоставляя место узнаваемым и трогательным звучаниям шарманки или ярмарочной карусели. Айги не затмевает фильм своей музыкой, а по-настоящему сопровождает просмотр кино, иллюминируя режиссерский замысел. Он готов умерить свой композиторский талант и одаренность исполнителей ради художественной правды. Его проект "Немое кино - живая музыка" - это в первую очередь кино. Музыка занимает положенное ей место аккомпанемента, не отвлекая внимание, но помогая восприятию. Особенно это чувствуется в сравнении подхода Алексей Айги с работой Майкла Наймана, озвучившего новаторские фильмы Дзиги Вертова своей музыкой - не менее яркой, экспериментальной, но при этом отвлекающей от визуального содержания. Музыканты ансамбля "4`33``" не придают постмодернистское звучание киноклассике, а восстанавливают добрые традиции показа фильма в дозвуковую эпоху кино. Организаторы ретроспектив пригласили для музыкального сопровождения немых картин помимо Алексей Айги знаменитую органистку Екатерину Мельникову. Она идет дальше традиционной звуковой иллюстрации, создавая новые возможности сотворчества музыки и киноискусства, формируя особый образный и художественно-музыкальный пласт. Под аккомпанемент органа на ММКФ идут три фильма программы „Магия Любича". Уже показаны „Горная кошка" и „Анна Болейн". Последняя возможность попасть на уникальное органное сопровождение немых фильмов в рамках ММКФ представится зрителям 29 июня, когда в кинотеатре „Октябрь" будет показана известная лента Эрнста Любича с Полой Негри и Эмилем Яннингсом в главных ролях „Мадам Дюбарри".
| |