|
Пленум Верховного суда сегодня принял постановление, защищающее права потребителей. Банки теперь не могут передавать долги граждан коллекторским агентствам, если это не было заранее прописано в договорах о кредите.
Закон о правах потребителей распространен на страховщиков - с них можно будет получать более справедливые выплаты. А обманутые покупатели товаров или услуг отныне вправе требовать не только возмещения убытков, но и компенсацию морального ущерба.
Клиент всегда прав - заявляет Верховный суд. Закон о защите прав потребителей существует с 1992 года, но впервые на защиту населения от некачественных товаров и услуг встала высшая судебная инстанция.
Одно из важных и принципиальных положений - обманутый потребитель должен получить компенсацию, а нечестный продавец понести наказание. Этой женщине коммивояжёры навязали покупку ненужного ей пылесоса, который к тому же без ее согласия оформили в кредит.
«Они ходили по квартирам и предлагали пылесосы. Меня его просто заставили купить, еще и кредит навязали. И теперь я его не могу сдать: продавцы забрали коробку», - рассказывает Людмила Кузьмина.
В таких особо тяжелых случаях наказанием для продавца может стать и закрытие бизнеса или отзыв лицензии. В разборе подобных дел судам предписали руководствоваться принципом - «товар по честной цене и без обмана». Так «обманом» в случае этой пострадавшей может считаться нежелание страховой компании выплачивать компенсацию за поврежденный автомобиль. Из-за того, что женщина на несколько дней опоздала оформить заявление.
«Мне отказали в связи с тем, что я поздно приехала в офис компании для того, чтобы написать заявление и якобы таким образом этим нарушила механизм сообщения о страховом случае и не имею права на возмещение убытка», - описывает свою историю отношений со страховщиками Мария Луценко.
Не важно - продан ли просроченный йогурт или несправедливо занижена сумма страховой выплаты. Верховный суд напоминает, что гражданин имеет право не только на возмещение убытков, но и на компенсацию морального ущерба. Причем размер компенсации «моральных страданий» не зависит от стоимости товара и услуги, к которой есть претензии.
У Верховного суда вопросы возникли и к банкам, кредитующим население. А точнее к методам, которыми банки выколачивают из клиентов долги. Показателен случай сварщика из Нижнего Тагила, который задолжал банку 13 тысяч. После нескольких месяцев угроз сотрудница кредитного отдела пообещала должнику зарезать его жену и детей, а потом наложить на себя руки. Сварщик решил банкиров наказать и подать в суд, потребовав 20-миллионной компенсации морального ущерба.
Передавать должников коллекторам банкам теперь разрешат лишь в самых крайних случаях и то с санкции суда.
«Когда гражданин идет в банк, то думает, что обращается в серьезное учреждение. А, если человек лишается источников дохода, то банк перепродает его долг практически криминальным структурам. Потребитель - самое слабое звено потребительских отношений, его права должны быть защищены больше, чем права банков», - считает председатель общества зашиты прав потребителей Михаил Аншаков.
Однако глобально для должников ничего не меняется. Возвращать долги все равно придется.
| |