|
Потребность примерно в двухстах новых чиновниках, инвестиции, достигающие десятков миллионов евро, и общеевропейское внимание, сопутствующее возлагаемой ответственности - вот с чем придется считаться Эстонии, когда в первой половине 2018 года она станет председательствующей страной Совета Европейского Союза.
На прошлой неделе в Доме Стенбока на Тоомпеа побывала комиссия, возглавляемая госсекретарем Хейки Лоотом, задачей которой является строительство будущего. А именно - составить к 2013 году детальный сценарий того, как государство готовится к председательству и как намерено осуществить его. На кону стоит многое, поскольку в случае успеха Эстония получит огромный дипломатический кредит, тогда как неверные шаги запомнятся на десятилетия. «Задача Эстонии состоит главным образом в том, чтобы быть менеджером законодательства Евросоюза», - охарактеризовал Лоот суть председательства. Образно говоря, в течение полугода Эстония будет вести постоянную, разделенную на сотни больших и маленьких встреч, конференцию, цель которой заключается в том, чтобы, невзирая на споры и разные интересы, достичь принятия законов. Ответственность за достижение цели ложится именно на председательствующее государство, которое должно быть и справедливым руководителем рабочей группы, и ловким дипломатом в кулуарах переговоров. Масштабное предприятие На Эстонию будет возложено руководство девятью советами и 180-200 разными рабочими группами. В течение полугода рабочие группы - начиная от занимающихся проблемами миграции и заканчивая вопросами рыбоводства - будут собираться 700 раз, вдобавок к этому пройдет около ста встреч комитета постоянных представителей стран-членов ЕС (COREPER). Кроме того, должны состояться 50-60 встреч влиятельных советов, в которые входят министры. И в довершение всего, нужно решить, проводить ли встречу в верхах стран Евросоюза и Латинской Америки. «Самая критическая проблема в подготовке - это люди», - отметил Лоот. Согласно самым скромным подсчетам, для каждой рабочей группы нужно найти руководителя и его помощника. Третий чиновник должен будет представлять интересы государства за столом переговоров. Однако за счет одного лишь немногочисленного государственного аппарата невозможно будет набрать необходимый штат для Секретариата, который будет находиться Таллинне, а также дополнительный персонал для министерств и пополнение постоянного представительства в Брюсселе. «Например, литовцы, которые будут председательствовать в 2013 году, увеличивают свое брюссельское представительство с 71 человека до 181, то есть в два с половиной раза», - сказал Лоот. Здешним министерствам к 2018 году, согласно подсчетам, понадобится около ста человек дополнительно. Как показывает опыт, для этих целей некоторые государства «одалживали» чиновников, работающих в институтах Европейского Союза, и приглашали на временную работу ушедших в частный сектор бывших государственных служащих. В случае большой нехватки людей руководство комиссиями передавали и другим государствам, но Эстония хочет самостоятельно справиться с этой задачей. «Мы можем в течение пяти предстоящих лет направлять карьеру работающих сейчас чиновников таким образом, чтобы подготовить их к руководству», - пояснил Лоот. -Люди будут отобраны уже в 2014 году, это делается с запасом на тот случай, если кто-то, например, уйдет с государственной службы или из-за большой нагрузки не справится со своей работой. «В 2015-2017 годы будет проводиться их интенсивное обучение. Как нам пояснили шведы, нужны две вещи - управленческие навыки и экспертные знания, причем первые важнее». К ним добавятся логисты, сопровождающие делегаций и технический персонал. Нужно будет объявить множество гостендеров, чтобы найти фирмы, предлагающие конференц-услуги, а также места для проведения конференций как в Таллинне, так, видимо, и в других местах Эстонии, поскольку новых зданий для этих целей Эстония строить не будет. «Председательство в ЕС - недешевое занятие, для маленького государства оно обходится, скорее, дорого», - отметил Лоот. Например, председательствовавшая в 2008 году Словении уложилась в 55 млн евро, а продолжившая эстафету Франция израсходовала аж 160 млн. «Хороший штурман» Как отметил Лоот, размер суммы не особо влияет на успех председательства - все дело в том, насколько прагматично и грамотно действует государство. «Прагматичная, грамотная и благонадежная - таким мог бы быть образ Эстонии. Именно эти понятия мы взяли за основу нашего председательства», - сказал он. В соответствии с этим была выбрана и стратегия. «В принципе, есть два варианта - либо постараться быть "хорошим штурманом", либо играть роль президента Европы», - разъяснил Лоот имеющуюся практику. Страны первого типа во время первых периодов председательства были весьма альтруистичны и искали компромиссы, а другие - в основном, это были крупные государства - использовали председательство и для проталкивания своих интересов. Эстония намерена следовать, скорее, бельгийскому примеру, то есть взять на себя роль «хорошего штурмана». Вдобавок к этому, комиссия решила сделать правительству предложение, чтобы большая часть встреч рабочих групп проводилась в Брюсселе, что позволит сэкономить на расходах, но чтобы и в Эстонии все-таки состоялось 100-150 собраний и около десяти советов, что даст нам возможность показать свою страну. «Если нам нужно будет где-то блеснуть, то это можно сделать на 100-летие Эстонской Республики, которое мы будем отмечать в это же время. Мы относимся к председательству в ЕС как к большой работе, и никаких особых амбиций не вынашиваем», - пояснил Лоот. Успешное председательство принесет Эстонии большую пользу. Организация председательства Эстонии даст много работы предприятиям частного сектора и привлечет дипломатический капитал. «Отмечается, что новые члены ЕС, которые уже прошли через опыт председательствования, стали намного профессиональнее - они умеют лучше вести переговоры и лучше представляют свою страну в Евросоюзе. Судя по Словении, например, должно значительно улучшиться и сотрудничество министерств. Мы получим более компетентных чиновников и, конечно, министры обретут очень богатый опыт. Потому мы и хотим обойтись силами имеющихся структур и чиновников, чтобы потом не потерять приобретенный опыт», - сказал Лоот.
| |