|
Москва. 29 июня. FINMARKET.RU - Россияне не очень верят правительству, убеждающему, что у него все готово к встрече с кризисом
Замеры общественного мнения, проведенные ВЦИОМ, показывают ухудшение настроений граждан. По сравнению с предыдущим опросом (март 2012 года) снижение показали 4 из 5 индексов, при помощи которых социологи выясняют динамику изменения настроения населения.
Россияне оценивают ситуацию в стране/регионе/населенном пункте/жизни окружения/личной жизни.
Показатели строятся на основе вопросов «Как Вы в целом оцениваете ситуацию, сложившуюся в стране/регионе/населенном пункте/окружении/личной жизни?».
Каждый индекс рассчитывается как разность между ответами «все нормально», «все отлично», «все хорошо» и «все плохо», «все ужасно». Индекс может принимать значение от -100 до 100 пунктов. Чем выше значение индекса, тем лучше, по мнению россиян, обстоит положение дел в перечисленных сферах.
Замеры показывают, что оценка ситуации в стране упала за последние 3 месяца на 9 пунктов (до 28) - до уровня декабря 2010 года. Наибольшие потери понесли «региональные» индексы - до 11 пунктов.
Единственный показатель, демонстрирующий устойчивую тенденцию к росту - индекс оценки ситуации в собственной жизни: в конце прошлого года он составлял 59 пункта, в июне - уже 69. Позитивно оценивает ситуацию в своей жизни 23%, поясняют социологи.
Обеспокоенность населения прослеживается и в других исследованиях. После майской эйфории (квартальный пик положительных оценок) все меньше россиян считает, что страна движется правильным курсом. Существенно снизилось доверие к госинститутам, показывает июньский опрос «Левада-центра».
Денис Волков, социолог «Левада-центра»
Во время избирательных кампаний всегда происходит мобилизация настроений населения, а после того, как накачка общественного мнения заканчивается, происходит обратный процесс - снижение оценок.
Рейтинг положения дел в стране снижался практически в течение всего прошлого года. Соответственно повышение наблюдалось только в предвыборную президентскую кампанию. Аналогичная ситуация наблюдалась и в предыдущие избирательные кампании 2000-2004 гг.
Но это не единственный фактор, повлиявший на оценки россиян. Все упирается в экономику. Экономический кризис подорвал уверенность в завтрашнем дне. Общее снижение оптимизма завязано на оценках перспектив благосостояния, которые, скорее всего, не вызывают у населения особого доверия. Возможно, люди готовятся к кризису.
На мнение россиян могло повлиять и грядущее повышение тарифов, которое всегда воспринимается очень негативно.
Отчасти сказывается разочарование в политике, что выражается в снижении доверия институтам госвласти. Меньшее влияние оказывает протестное движение. Скорее оно повлияло на определенные слои населения в крупных городах, таких как Москва.
| |