|
Сирия будет главной темой петербургских переговоров Лаврова и Клинтон, которые затем присоединятся ко встрече Совбеза ООН и ЛАГ в Женеве. Больших результатов от переговоров, по мнению корреспондента CNN Фила Блэка, ждать не стоит - Россия своих позиций не меняет, чем ставит участников обсуждения в тупик.
Спасибо. Давайте перейдем к Москве и у нас на связи из Москвы корреспондент CNN Фил Блэк. Поговорим немного об этой встрече Хилари Клинтон и Сергея Лаврова. Что мы можем от нее ожидать?
ФИЛ БЛЭК, корреспондент CNN: Встреча пройдет сегодня в Санкт-Петербурге. Это будет их первая встреча после того, как Хиллари Клинтон начала активнее критиковать Россию за то, что та продолжает продавать Сирии оружие. И как отметил Мохаммад, уже завтра Клинтон и Лавров присоединятся к представителям других стран-членов Совета Безопасности ООН и Лиги арабских государств, чтобы попытаться выработать какой-нибудь план, на основании которого получилось бы создать переходное правительство в Сирии. Правительство, в составе которого будут представители и правящего режима, и оппозиции. Как сообщалось, проект составил представитель, или посланник, ООН по Сирии Кофи Аннан.
И, без сомнения, ключевой вопрос в любых переговорах по формированию правительства национального единства в Сирии будет заключаться в том, какую роль (если она у него вообще будет) может играть в нем сегодняшний президент Башар Асад. Позиция многих представителей международного сообщества, а также сирийской оппозиции предельно ясна: ему там не место. Но Россия продолжает настаивать на том, что будущее Асада не может служить предварительным условием для какого-либо разрешения ситуации.
Как раз вчера Сергей Лавров снова заявил об уже хорошо известной российской позиции. Она заключается в том, что внешние игроки ни при каких условиях не могут влиять на решение или диктовать конфигурацию сирийской политики или сирийского правительства, это касается и будущего Асада. Сегодня эту позицию проверит на прочность Хиллари Клинтон, а завтра и широкое международное сообщество во время встречи в Женеве.
Но кажется, что с такой позицией России, хорошо известной позицией, которую они продолжают повторять, обе стороны зашли в тупик. Если русские говорят, что сирийцы должны решать сами и что положение президента Башара Асада не должно быть предварительным условием для урегулирования конфликта, то переговоры с Хиллари Клинтон вряд ли к чему-нибудь приведут.
ФИЛ БЛЭК: Слово «тупик» часто используется при описании дипломатических усилий, направленных на перемены или разрешение ситуации в Сирии. И во много это из-за большой разницы, которая сохраняется между позициями России и широкого международного сообщества. Все согласны в том, что хотят прекратить насилие и не хотят гражданской войны или же более обширного регионального конфликта. Но вот пути достижения этих целей, анализ того, что является наилучшим вариантом для Сирии, сирийцев и всего региона - вот тут позиции по-прежнему расходятся.
И вы правы: в позиции России ничего не изменилось. Официально заявляется, что страна по-прежнему не согласна из практических соображений: она опасается того, что может последовать за падением режима Асада, - и с принципиальной точки зрения: ни одна страна, никакой международный орган, включая Совет Безопасности, не имеют права указывать, кто должен возглавлять суверенное государство.
Поэтому, исходя из всех этих причин, повода для особого оптимизма по поводу того, чего могут достичь завтра в Женеве, нет. Монита?
Спасибо, Фил. С нами был Фил Блэк на связи из Москвы.
| |