|
Если Россия продолжит поддерживать Башара Асада, она рискует, в конечном счете, лишиться и договоров о поставках оружия в Сирию, и доступа к важным портам в регионе, считает бывший постпред США при НАТО Ник Бёрнс. Тем не менее, по его словам, у России еще есть шанс переломить ситуацию и попытаться совместно с другими странами решить вопрос мирным путем
А теперь вернемся к теме усиливающегося кризиса в Сирии и попытках найти дипломатический выход из него. Сегодня воздух города Хомс наполнился орудийным огнем и дымом: ожесточенные бои между правительственными войсками и бойцами оппозиции не утихают. Активисты сообщили о нападении на бронетранспортер в небольшом городке неподалеку от Дамаска. На данный момент, CNN не может подтвердить подлинность этих кадров. Лишь за сегодняшний день на территории Сирии было убито по меньшей мере 30 человек.
Я хотела бы обсудить усиливающийся кризис с бывшим постпредом США при НАТО Ником Бёрнсом. Спасибо, что вновь присоединись к нам.
Прежде всего, давайте поговорим о том, что мы видим на улицах Сирии. Ведь кровопролитие творится просто невообразимое. Это населенные пункты, а не просто цифры. Это люди. Что можно сделать?
НИКОЛАС БЁРНС, бывший постпред США при НАТО: В Сирии творится ужасающее кровопролитие. И огонь по собственным гражданам открывает правительство. Полагаю, на данный момент Лига арабских государств или ООН не очень заинтересованы в том, чтобы разворачивать военное вмешательство в Сирии, чтобы остановить бои, как это, фактически, было в Ливии. Китай и Россия блокируют эту инициативу весьма циничным образом.
Так что по большей части в центре внимания - вопрос о том, сможем ли мы убедить президента Асада отказаться от власти по доброй воле. Нет сомнений, что его дни сочтены. Возможно, он сможет продержаться еще несколько месяцев. Однако ввиду его жестокой политики против него восстало слишком много сирийцев.
Итак, если бы Россия, к примеру, смогла взять на себя ответственность и убедить президента Асада приблизительно таким же образом, как мы убедили президента Йемена Али Абдуллу Салеха, добровольно уйти в отставку и, возможно, получить за это гарантию на спокойное существование где-то в третьей стране, в таком случае Асаду не пришлось бы представать перед судом в качестве военного преступника. И этот компромисс устроил бы большинство стран, но Россия в этом вопросе играет ключевую роль.
Мы знаем, что в эти минуты госсекретарь Клинтон встречается со своим российским коллегой. Есть ли у США рычаги влияния на Россию? Ведь мы наблюдали за встречей президента Обамы и президента Путина, которая состоялась всего несколько недель назад, и, кажется, американскому лидеру не удалось переубедить Россию, и она по-прежнему занимает критическую позицию.
НИКОЛАС БЁРНС: Россия занимает крайне критическую позицию в этом вопросе. Она имеет влияние на две страны, имеющие важное значение для США - Иран и Сирию. И, конечно, Иран задействован в сирийской драме.
Итак, до сегодняшнего дня Россия настойчиво блокировала действия США. Москва не хочет повторения ливийского сценария, когда НАТО вторглось в страну и сместило правительство.
Что госсекретарь предлагает России?
НИКОЛАС БЁРНС: Полагаю, госсекретарь хочет сказать, что, знаете, интересы России...что Россия проиграет в Сирии. У России есть влияние в этой стране. У нее есть договоренности о поставках оружия сирийскому правительству и доступ к важным для нее морским портам.
Россия может все это потерять в том случае, если она окажется последней защитницей президента Асада. Итак, сможет ли Россия пойти на опережение и сформировать международную коалицию, которая могла бы решить этот вопрос мирным путем? Полагаю, именно это предлагается России. Весьма неясно, примет ли президент Путин это предложение или нет, однако попробовать стоит.
| |