|
Госдума приняла во вторник в первом чтении законопроект, разрешающий ФСБ объявлять официальные предостережения гражданам о недопустимости действий, создающих условия для совершения экстремизма и терроризма, в течение 10 дней после проверки сведений о сомнительных поступках.
Как пояснил в ходе заседания докладчик по проекту, которым был глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев , - действующий закон отводит спецслужбам ровно такой же срок. Правда, сейчас отсчет начинается с момента получения конфиденциальной информации, а само решение о вынесении предостережения принимается по результатам проверки.
«На практике проверить достоверность сведений за такой короткий срок просто невозможно», - заметил Васильев, добавив, что зачастую такая информация оказывается «ложной». Новый порядок, по словам депутата, сделает институт профилактики экстремизма и терроризма не только «максимально прозрачным и понятным».
«Это позволит в значительной степени исключить нарушение прав и свобод граждан и тем самым сохранить честь и деловую репутацию человека, в отношении которого проверяется информация», - заверил собравшихся Васильев.
Однако представители думской оппозиции хоть и назвали проект «техническим», но нашли в нем явный политический подтекст. «Говорят, что это политический закон, который предусматривает наказание непослушным в нашем так называемом демократическом государстве», - усомнилась депутат Госдумы от КПРФ Тамара Плетнева .
Ее коллега по фракции Сергей Решульский потребовал прописать в документе конкретный срок для проверки сведений.
«Судя по нынешней редакции, проверка может занять и один день, и двадцать дней, и один месяц. И чем же определяется, что вы ее закончили?» - возмутился депутат.
С ним согласился и депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов , который предположил, что в таком виде закон позволит ФСБ затягивать с вынесением предостережения на неопределенное время, «до наступления "часа икс". "Речь здесь идет как раз не о защите, а о приведении этой меры в удобную ситуацию. Потому как в случае чего и прокурору будет легко доказать, что сотрудники ФСБ не сумели уложиться в этот срок в связи с тем, что не хватило каких-то сведений или кто-то отсутствовал", - заметил либерал-демократ.
Обвинив в ответ парламентариев в "профессиональном безверии", Васильев принялся защищать уже само право ФСБ предупреждать граждан от совершения подозрительных действий. Хотя, казалось бы, все аргументы, которые власть могла привести в защиту этого права, она уже озвучила во время принятия самого закона, поправки к которому принимались 5 октября в первом чтении.
"Поступила в ФСБ информация о том, что какой-то гражданин занимается преступной деятельностью, в частности изготавливает взрывчатые вещества. Проводят проверку, не установили этого, но заметили, что он в Интернете изучает определенные сайты, купил в магазине некие реактивы, - привел пример глава комитета. - И его приглашают, не дожидаясь, пока можно будет привлекать к уголовной ответственности. И это гуманно - профилактировать граждан уже на этой стадии".
В итоге доводам Васильева согласились внять лишь 357 парламентариев, то есть практически исключительно его коллеги по фракции "Единой России". "Против" подобного "профилактирования" проголосовало 58 депутатов. Ну а россиянам остается только уповать на то, что у ФСБ, на фоне, например, террористической активности на Северном Кавказе, просто не хватит времени применять данный закон "избирательно" или для запугивания, как того опасаются правозащитники, не слишком верящие в ограничения, принимаемые депутатами.
Мария Шувалова
| |