|
В бельгийском Льеже стартовала 99-ая по счёту веломногодневка «Тур де Франс». Специальный корреспондент «Чемпионат.com» делится своими впечатлениями с места событий.
«Большая петля». Это словосочетание заставляет учащённо биться сердца любителей велоспорта во всей Европе. Самая престижная многодневка, справедливо являющаяся одним из самых уважаемых и авторитетных спортивных турниров вообще, в этом году проводится в, шутка ли сказать, 99-й раз. При этом самой гонке, впервые состоявшейся в 1903 году, нынче исполняется 109 лет. И впервые за всю историю «Тура» одним из главных претендентов на победу по праву считается гонщик российской команды. Приземлившись в Брюсселе и немного покружив по Бельгии, я отправляюсь в стан нашей команды. В маленьком городке Reimst, где в небольшом отеле, принадлежащем семье спортивного директора «Катюши» Валерио Пива и расположилась предстартовая штаб-квартира нашей велоконюшни, умиротворённо идёт дождь. Побросав багаж, спешу в Льеж, где завтра состоится первый этап «Тур де Франс». Здесь, в отличие от провинции, солнечно и суетливо. Под старт пролога городские власти, ни секунды не сомневаясь, выделили историческую часть города, сурово перекрыв большинство дорог в центр аж за два дня до старта, а бульвар Д’авруа, ведущий к одноимённому парку, где, собственно, и установлена стартовая рамка, закрыт ещё с четверга. Горожане, вынужденные пользоваться объездными маршрутами, своё неудовольствие практически не выказывают, отдавая дань важности события. Пожилой импозантный бельгиец, встретившийся мне на пути, посетовал на необходимость идти пешком, однако на вопрос о победителе гонки уверенно сделал прогноз - «Кэдел Эванс, конечно». Узнав, что я из России, с улыбкой добавляет: «А на втором месте будет Меньшов». Часы с обратным отсчётом, расположенные вблизи завтрашнего старта, возвещают о том, что до начала грандиозного мероприятия остаётся всего лишь 21 час 18 минут. Десятки людей, занятых своей частью подготовительной работы, изредка бросают взгляд на утекающие минуты: сделать предстоит ещё очень много. На бульваре установлены ограждения, рабочие развешивают рекламу, закрепляют щит, в стартовом городке, расположенном рядом со скульптурой бельгийскому политику Чарльзу Роджеру, немного сыро и грязно, работает специальная техника, вокруг которой снуют многочисленные рабочие. Вдруг передо мной буквально вырастает огромная гороховая майка, которую тщательно намывают рабочие. Все заняты своим делом, но мне успевают улыбнуться, помахать рукой, спросить как дела. Собираясь в обратный путь, замечаю, что на балконах домов висят флаги Бельгии - страны, в которой стартует гонка, Валлонии - ведь это именно валлонская часть страны и Франции, причём, как оказалось, трёхцветные флаги висят давно и посвящены Евро-2012, а их владельцы - футбольные болельщики сборной Франции. Вряд ли четвертьфинальный поединок «трёхцветных» против испанцев и скандал, последовавший за ним, сильно понравился французским любителям футбола, однако они до сих пор поддерживают свою команду. В ставке «Катюши», тем временем, не было и намёка на критическую близость «Тура». Гонщики, обслуживающий персонал, директора - все выглядели абсолютно расслабленными. Дождь окончательно закончился, техники неспешно готовили велосипеды, тренеры обсуждали планы, гонщики раздавали автографы местным жителям, коих собралось неожиданно много, и почти каждый размахивал открыткой с изображением «катюшевца». После плановой тренировки, прошедшей в штатном режиме, ребята отправились на массаж. Доктор команды Александр Яблуновский выдал экспертное заключение, подтвердив высочайший авторитет местного повара, и все неторопливо отправились на ужин. На секунду засомневавшись в том, что завтра на самом деле старт самой престижной веломногодневки планеты, я решила поближе познакомиться с ожиданиями и эмоциями наших парней. Первым мне попался Джампаоло Каррузо: «У меня просто невероятные эмоции, - откровенно сказал итальянец. - За одиннадцать лет своей карьеры я первый раз стартую на "Туре". Конечно, для меня это важнейшее событие». Александр Кучинский оказался чуть более сдержанным: «Эмоции, есть, конечно, и они очень приятные. Я в пятый раз стартую на "Туре". Сейчас настраиваюсь на работу, целый день думаю о том, что мне предстоит тяжёлая гонка». Ещё один легионер - Хоан Оррах - смотрел на ситуацию совсем по иному: «Для меня это уже второй "Тур де Франс". Никогда не любил его, для меня гораздо важнее "Джиро" и "Вуэльта". В этот раз я здесь, чтобы поработать на лидера. Я готов к этому. Поэтому настраиваюсь исключительно на работу, каких-то серьёзных эмоций нет». Схожие с испанскими эмоции испытывал и россиянин Владимир Гусев: «Абсолютно никаких эмоций нет, только настрой на жёсткую работу. Думаю только о том, как помочь нашему лидеру добиться результата и чувствую себя совершенно спокойно». О спокойствии говорил и Юрий Трофимов: «Я абсолютно спокоен, готов сражаться. Целый день релаксировал. Дальше предстоит 21 день напряженной работы, это последние спокойные сутки. Посмотрел сегодня фильм, сходил на массаж. Всё в порядке». Утро «перед Туром». Мы садимся в машину и выдвигаемся к месту старта. Уже на подъезде к Льежу движение заметно уплотняется, и на мосту через речку Муза поток машин окончательно формируется в пробку, стандартную по московским, и гигантскую - по бельгийским меркам. Выхожу из машины и иду пешком. Удивляюсь, насколько плотно заполнена народом площадь les Terrasses и все примыкающие к ней улочки. Вдруг взгляд выхватывает в толпе вижу кепочки с логотипом «Катюши». Подбегаю и здороваюсь по-русски. И о чудо, мне отвечают на родном языке. Двое мужчин оказываются русскими болельщиками «Катюши», живущими в Германии. Они участвуют в велопробеге, в данный момент остановившемся на границе с Бельгией. Приехали в Льеж специально поболеть за «Катюшу» и за Дениса Меньшова. Разумеется, их прогнозы на итог гонки вполне совпадают с самыми смелыми ожиданиями всех российских любителей велоспорта. До старта остаётся полтора часа. Улицы заполнены болельщиками, в ожидании начала «Тура» гуляющими по улицам. Серьёзный мужчина на мой вопрос о том, какое место в его жизни занимает велоспорт, отвечает: «Я всю свою жизнь смотрю гонки по телевизору, в Льеж приезжаю второй раз. Приехал из Остенда, это в трёх часах езды от Льежа. Болею за того, кто победит». Пытаюсь задать этот же вопрос ещё кому-нибудь, однако примерно на 10-й минуте поиска понимаю, что найти человека, который бы говорил по-французски, не так и просто. Бесконечно попадаются немцы, англоговорящие болельщики фламандцы. Последние, кстати, напрочь забыли о своём извечном противостоянии с валлонцами. «Тур де Франс» на какое-то время примирил даже эти враждующие стороны. На мое счастье встречаю двух молодых людей, живущий в франкоязычной части Бельгии. «Я занимался велоспортом и знаю, что это очень тяжелый вид спорта. В Льеж удается съездить не часто, организация гонки как всегда проходит на высоком уровне. Мы, естественно, болеем за Филиппа Жильбера, бывшего чемпиона Бельгии», - рассказывает один из парней. И вот он, волнительный момент старта. Под рёв болельщиков с места срывается Том Веерс из команды «Аргос-Шимано». Ему первым предстоит преодолеть 6,4 км. Один из главных фаворитов «генералки» - Кэдел Эванс уйдёт на дистанцию чуть позже и преодолеет её с весьма неплохим - 13-м временем. Однако наша надежда - Денис Меньшов, стартовавший в белой майке чемпиона России, сумеет превзойти австралийца. Лидер «Катюши» станет восьмым, проиграв победителю - Фабиану Канчелларе - всего 13 секунд и с первого этапа сделав серьёзную заявку. А на что - покажут следующие три недели. 99-й «Тур де Франс» начался!
| |