|
В Москве завершился Московский международный кинофестиваль.
До начала церемонии номинантов предупредили, что на благодарственную речь отводится не более минуты. Для порядка даже включили таймер. Но это не помогло. Иногда звучали даже политические заявления. Например, мексиканский режиссер Ксения Маркес не смогла не сказать о предстоящих на ее родине выборах. А член жюри из Польши извинился за то, что было перед известным матчем на Евро-2012.
382 фильма, 60 тысяч зрителей, три с половиной тысячи журналистов - такова статистика 34-го Московского кинофестиваля. По красной дорожке в день закрытия, как подсчитали, должны пройти пять тысяч гостей. Кто-то из них увезет с собой статуэтку «Святого Георгия». Некоторые уже знают, что награждены. Международная федерация кинопрессы ФИПРЕССИ и российские критики заранее выбрали своего фаворита. Им стал итальянский режиссер-дебютант, оператор телеканала CNN Стефано Соллима с фильмом «Все копы - ублюдки». Приз зрительских симпатий тоже достался итальянскому фильму - «Присутствие великолепия» Ферзана Озпетека.
Актеры, режиссеры, продюсеры, сценаристы - весь цвет российского кинематографа дефилировал по ковровой дорожке. Прошло полтора часа, солнце уже начало садиться - и вот у кинотеатра «Октябрь» появилась самая яркая звезда церемонии - Катрин Денев. Французская кинодива удостоена приза «Верю» - за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского. Она играет роль в фильме, который показали на закрытии смотра - «Возлюбленные» Кристофа Оноре. «Получить такой важный приз - для меня большая честь, - говорит Катрин Денев. - И большая честь быть здесь».
В конкурсе состязались 17 фильмов из десятка стран. И все-таки победу критики прочили россиянам. Говорили, что это будет либо «Последняя сказка Риты», либо «Орда» - их показы, кстати, прошли с аншлагами. Но в итоге Рената Литвинова осталась без наград. А вот Андрей Прошкин стал лучшим режиссером.
«Я как-то не очень строил планы, - признается Андрей Прошкин, режиссер, лауреат 34-го Московского кинофестиваля. - Для меня важно было представить картину зрителю. Мне кажется, что зрители с интересом приняли фильм». Еще один приз исторической эпопее принесла Роза Хайруллина. За роль ханши Тайдулы ее наградили «Серебряным Георгием» - как лучшую актрису. «Когда сняли последний кадр, я сидела на лошади, - рассказывает Роза Хайруллина, актриса, лауреат 34-го Московского кинофестиваля. - И вот я слезаю с лошади, буквально падаю, и слезы катятся так, как у Габриэля Гарсии Маркеса, когда он закончил свой роман "Сто лет одиночества". Настолько эта роль стала моей кожей».
«Серебряного Георгия» за лучшую мужскую роль вместо отсутствующего актера Эдди Марсана принимала режиссер Тиндж Кришнан. Она даже не представляла, что через несколько минут поднимется на сцену за вторым «Георгием» - золотым! Гран-при получила британская социальная драма «Отбросы», что стало неожиданностью для киноведов. И для самой Кришнан: фильм о людях, находящихся на грани жизни и смерти, - ее полнометражный дебют. Она признается: «Второй приз воплощает труд всей съемочной группы. И они оба равно значимы для меня. Одинаково важны».
Специальным призом жюри наградили еще одну дебютантку - мексиканку Кению Маркес, автора фильма «Срок годности», над которым она работала 11 лет. В конкурсе экспериментальных работ «Перспективы» лучшей признана картина «Разрушители» британки Диктинны Худ. Из документальных отметили ленту Малика Бенджеллула «В поисках Шугармена» - о полузабытой звезде рок-музыки семидесятых годов.
Впервые в этом году оценивали короткометражки - выбрали «Проект "Мозговая центрифуга" немца Тилла Новака. Киносмотр в этом году порадовал небывалым количеством программ - их было 25, конкурсных - целых четыре. "Я не могу согласиться с тем, что программа стала слабей, - говорит Никита Михалков, президент Московского Международного кинофестиваля. - Когда в моем списке из семнадцати конкурсных картин, которые мне рекомендуются для просмотра, отмечено восемь - это высокий показатель!"
Интерес к конкурсным лентам у публики, как говорит Никита Михалков, только растет. Может быть, потому, что посмотреть современное авторское кино со всего мира можно только на фестивале. До широкого проката оно вряд ли доберется.
| |