|
Пять лет тюрьмы и 5 миллиардов евро штрафа - таков приговор бывшему биржевому торговцу банка Societe Generale. Если первая часть приговора выполнима, то со второй проблемы. Играя на бирже в интересах банка, Жером Кервьель ничего не заработал. И чтобы расплатиться, ему потребуется более 200 тысячелетий.
Эмоции, которые на лице подсудимого отражаются в момент оглашения приговора, вполне соответствуют беспрецедентности наказания. Бывший биржевой торговец Жером Кервьель вернет французскому банку Societe Generale каждую копейку из суммы, которая была потеряна по его вине. Для этого - а сейчас подсудимый работает компьютерным консультантом с зарплатой около 2000 евро - ему понадобится более 200 тысячелетий. Но сначала он проведет три года за решеткой и два условно.
33-летний Кервьель признан виновным по каждому пункту - злоупотребление доверием, подлог и незаконное использование компьютерных систем. Своего участия Жером не отрицает: о том, как он обманул бухгалтерию, чтобы разместить на биржах банковских активов на 50 миллиардов евро, он подробно рассказывает в мемуарах, которые успел написать, пока шел суд. Таких денег у Societe Generale даже не было. Жером торговал виртуальными суммами, которые сам же рисовал на балансе. По его словам, это делалось с ведома начальства..
«Никакого злоупотребления не было. Банк знал обо всех действиях моего клиента. Суд с этим не согласился», - говорит адвокат Жерома Кервьеля.
В момент, когда рынок начал падать в январе 2008 года, пузырь лопнул - на продаже дутых активов банк потерял 5 миллиардов. Сколько потеряли остальные, трудно даже посчитать. Сегодня, правда, финансовых кругах признают: в сравнении с тем, что было дальше, ущерб от операций французского биржевика не так велик. Например, американские банки не досчитались сотен миллиардов долларов.
Если в Америке деньги никогда не спят на Уолл-Стрит, то во Франции они бодрствуют в деловом пригороде Парижа Ля Дефанс. Башня Societe Generale - одна из главных местных достопримечательностей.
Спустя два с половиной года после спекуляций, которые едва не стоили компании банкротства, в бухгалтерских книгах появились почти 700 миллионов евро прибыли. На пять миллиардов из кармана бывшего спекулянта, а ныне писателя, банк вряд ли серьезно рассчитывает. Это, скорее, урок тем, кто еще работает.
| |