|
Победителем Московского кинофестиваля стала британская драма «Отбросы», приз за режиссуру получила российская «Орда», а кинокритики отдали предпочтение итальянской картине «Все копы - ублюдки». Кинообозреватель газеты ВЗГЛЯД входил в состав жюри российской кинокритики и составил список лучших и худших, по его мнению, работ основной программы ММКФ-34.
Понятия «лучший» и «худший», безусловно, относительные. Так, приз зрительских симпатий предсказуемо достался итальянскому фильму «Присутствию великолепия», хотя он явно не лучший, просто наиболее легкий, жанровый и - да, зрительский (ему же была отведена роль фильма, который раскрывает тему геев; не раскрыть тему геев в программе современного кинофестиваля совершенно невозможно). А вот «Дверь» живого классика Иштвана Сабо вообще не получила наград: высказыванием об ответственности, социопатии и доброте, которую в современном мире подменила воспитанность, зритель не проникся, а критикам слишком хорошо видно, что маэстро сейчас не в лучшей форме.
С «худшими» фильмами еще сложнее. Например, «Вишенка на гранатовом дереве» Чэня Ли почти невыносима для широкой публики, но лишь потому, что полностью погружена в национальную специфику (по меркам КНР, это едкая, почти диссидентская сатира). В свою очередь, иранец Рахбар Ганбари снял свой «Взрослея вместе с ветром» так, как снимали только на «Узбекфильме» и только в семидесятых: мальчику нужно пасти овец, а он хочет учиться, девушка любит бедного пастуха, а выходить замуж велят за богатого, люди доброго племени изгоняют злого старосту и т.д. Однако наивной доброты и искренности в этом фильме столько, что ругать его совсем не хочется, да и сравнивать его лучше не с «Узбекфильмом», а с картинами Нико Пиросмани.
ПОБЕДИТЕЛИ
«Отбросы» (Тиндж Кришнан, Великобритания) - главный приз, приз за лучшее исполнение мужской роли (Эдди Марсан)
Отставной военный пьет и постепенно теряет человеческий облик. Подобрав на улице чернокожую бродяжку, обретает новый смысл жизни и бросает пить. Очень скоро бродяжка подселит в его квартиру еще и своего бойфренда, превратив пристанище в притон, а жизнь ветерана - в ад. «Лучше бы пил» (с).
Случайность это или нет, но данный в меру выразительный и не в меру душещипательный фильм трудно воспринимать иначе, нежели как метафору миграции в Европу неафтохтонных народов с юга. Сперва были боль, честная работа и благодарность к хозяевам. Потом хозяевам буквально сели на шею, потребовав от них поделиться и потесниться (преступность и наркотрафик прилагаются), а хозяева и пикнуть не могут, не позволяют воспитание и сытый желудок, полезная агрессивность утрачена вовсе. Индийское происхождение режиссера говорит нам, что все-таки случайность. Впрочем, у людей высокого социального статуса и богатой личной культуры национальное часто стирается, преобразуясь в общемещанскую солидарность. Тем более, корень бед режиссер видит не в гнилой природе пришлых народов (это не правда и это расизм), а в их почти детской инфантильности (недаром дети более жестоки, чем взрослые). Наконец, ничего приехавшим уже не грозит, нравы сейчас вегетарианские, и чернокожая бродяжка гордо вышагивает по улице, улыбаясь самой себе и чувству выполненного долга.
Награждение фильма главным призом фестиваля вызвало много споров, как и приз Эдди Марсану за лучшую мужскую роль. Газета ВЗГЛЯД к числу хулителей «Отбросов» и лично Марсана присоединяться отказывается, но замечает: если уж кого и награждать за этот фильм, то Тома Стёрриджа, сыгравшего бойфренда главной героини. Он - один из самых перспективных актеров британского кино, запомните это.
«Орда» (Андрей Прошкин, Россия) - призы за лучшую режиссерскую работу и лучшее исполнение женской роли (Роза Хайруллина), приз ассоциации NETPAC
Четырнадцатый век, Сарай, воняет. Джанибек, известный по летописям как «добрый», убивает Тинибека, и посылает гонцов в Москву к князю Ивану: если митрополит-чудотворец Алексий не вылечит ханшу Тайдулу от слепоты, Русь ждет разор, а Москву - пожарища. Читавшие учебник по русской истории знают, что у Алексия все получится. Но пред тем, по версии Прошкина, митрополиту придется пройти через самоотречение, искус сомнением и невыносимые муки в духе Мэла Гибсона. Крест-то нести тяжело, о том многие слышали.
Шекспировская мощь Хайруллиной (Тайдула) и сочная, нарядная, изобретательная работа Прошкина искупают все недостатки фильма, точнее - один-единственный: его пропагандистский характер (в спонсорах, кстати, Газпром). Русь - «хранимая Богом родная земля» - заслонила Европу от азиатского варварства и мерзости (гной, сало, инцест, братоубийство, отрубленные пальцы, немотивированное насилие), а помог нам Господь - не какой-нибудь, а именно православный, пришлые монахи-католики не то что ханшу исцелить, коня себе достать не могут (крайне важно, что ханша Тайдулла и ослепла-то после того, как русскому безвинному рабу отрубили голову, глаза не выдержали). Православной церкви сейчас крайне необходима пиар-поддержка (особенно в интеллигентских кругах), и «Орда», пожалуй, лучшее из того, что можно было соорудить для этих целей. Другое дело, что выстраивать Сарай-Бату и смаковать варварство у Прошкина получаются гораздо лучше, чем разговоры за благолепие, а истязаемый судьбой Алексий в своей немногословной проповеди убедителен еще и потому, что ведет её не из окна «Мерседеса». Чаще всего время работает на пользу репутации, и потому в высоких моральных качествах средневекового митрополита Алексия сомневаться не приходится. Но по репутации ныне живущих совсем другие часы тикают - наручные.
ВЫБОР ГАЗЕТЫ ВЗГЛЯД
«Все копы - ублюдки» (Стефано Соллима, Италия) - приз ФИПРЕССИ, приз жюри российской кинокритики, приз Федерации киноклубов РФ
Говорят, в Африке туриста от расиста отделяют два дня пребывания. Еще говорят, что два-три месяца полевой работы превращают полицейского в наци. Все они - полицейские, наци, мигранты (плюс футбольные фанаты и несимпатичные политики) варятся в одном котле под надзором бывшего телеоператора Соллимы, насмотревшегося на прототипы своих героев через камеру CNN и CBS. О ворохе социальных проблем, затронутом в этом фильме, обычно пишут колонки - «я думаю вот что». Но Соллима сделал не колонку, в которой факты подстраивают к уже готовой позиции, он сделал репортаж с несколькими героями, которых все эти темы касаются лично. Один защищает мигрантов от бритых молодчиков в то время, когда его сын уже здоровается «по вене». Другой выселяет людей из домов по приказу муниципалитета, ожидая, когда эта участь постигнет его собственную мать. Третий лучше всех знает, что им, омоновцам необходимо держаться друг друга несмотря ни на что, но к чему приводят круговая порука, пренебрежение к закону и неразборчивость в методах мы имеем счастье наблюдать на примере собственной экс-милиции.
Понятно, что громкий тезис в названии был дан для того лишь, чтобы потом его опровергнуть. Полицейским просто не повезло оказаться между многими парами баррикад - между властью и недовольными избирателями, между мигрантами и скинхедами, между фанатами «Катании» и фанатами «Палермо». У них неблагодарная работа, их презирают все - по факту и за методы, но они слишком давно в этом бизнесе, чтобы действовать иначе. Где-то рядом с ними примостился Соллима и, делая вид, что экранизирует книгу, бесстрастно фиксирует общий процесс. Если вы вдруг не понимаете, за что многие так ненавидят мигрантов, вам сюда. Если хотите разглядеть человеческое лицо за каской космонавта-омоновца, вам тем более сюда. Одного жаль: этот довольно честный по политкорректным меркам Европы фильм на русский взгляд выглядит чересчур оптимистично, и лозунг «Полиция с народом, кончай служить уродам» проканает лишь в первой своей части. С народом? С народом, конечно, они и сами - народ. Кончай служить? Разбежались, у них ведь тоже семьи, у них ведь тоже дети есть.
«Голая бухта» (Аку Лоухимиес, Финляндия)
| |