|
В воскресенье, 1 июля, вступили в силу новые стандарты качества для производства топлива в Украине - «Евро-4» и «Евро-5». Такой бензин содержит меньше серы и других вредных веществ (это позволяет продлить ресурс двигателя) по сравнению с топливом стандартов «Евро-2» и «Евро-3».
Сейчас бензин «Евро-4» и «Евро-5» могут производить три из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов - Кременчугский («Укртатнафта»), Лисичанский (ТНК-ВР) и Одесский («Лукойл»), но последние два простаивают. Кроме того, этим стандартам соответствует бензин из Литвы, Болгарии, Румынии и Белоруссии (продается в сетях «Окко», WOG, ТНК-ВР, «Лукойл» и других).
Против перехода на новые стандарты выступила экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли при Кабмине, пишет Коммерсантъ-Украина.
В пятницу, 29 июня, в ЭАГ сообщили, что инициируют продление действия стандартов «Евро-2» и «Евро-3». В секретариате группы объяснили, что Государственное агентство резерва обратилось к ним с просьбой перенести переход на новые стандарты на 2018 год. «В Госрезерве объясняют это тем, что срок хранения уже закупленного для нужд Минобороны и предприятий Минагрополитики топлива заканчивается только через шесть лет», - отмечают в секретариате ЭАГ. По данным группы, вопрос о продлении стандартов в ближайшее время будет рассмотрен правительством.
Переход на новые стандарты откладывали и раньше. «Евро-4» и «Евро-5» должны были начать действовать в Украине с 1 января 2010 года, но поскольку три из шести НПЗ - Дрогобычский, Надворняский (принадлежат группе «Приват») и Шебелинский (принадлежит НАК «Нафтогаз Украины») - не могут производить топливо по этим стандартам, перенос ежегодно инициировался ЭАГ и поддерживался Кабинетом Министров. Последний раз действие прежних стандартов качества было продлено 1 июля 2011 года на год.
ЭАГ примет решение в пользу активов группы «Приват» и Шебелинского завода, считает член комитета Верховной Рады по ТЭК Александр Гудыма. «Они спасают "Нафтогаз" - у компании тяжелое финансовое положение, и она просто не найдет денег на модернизацию, - говорит депутат. - Но делается это за счет намного более мощных предприятий, которые не имеют такой поддержки в правительстве».
В пресс-службе «Лукойла» напоминают, что инвестировали значительные средства в производство топлива по более высоким стандартам: «Мы рассчитывали, что инвестиции окупятся за счет введения запрета на низкокачественное топливо, о чем неоднократно заявляли в правительстве. В результате выходит, что инвестировать не имело экономического смысла».
Всего, по данным Минэнерго, три украинских НПЗ в 2004-2009 годах инвестировали в переход на стандарты «Евро-4» и «Евро-5» около 73 млн долл. «Теперь они будут вынуждены закладывать в цену горючего сумму этих инвестиций. Это просто ставит их в неравные условия с заводами, которые проигнорировали требования производить более качественное топливо», - говорит директор «Донецкойлсервиса» Виктор Мартиросян.
В пресс-службе Кабмина и Госрезерва инициативу ЭАГ не комментируют. Но источник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго утверждает, что главный аргумент, на который ссылается ЭАГ, - это высокий спрос на низкокачественное и более дешевое топливо со стороны сельхозпроизводителей. «Есть два варианта решения этой проблемы, которые сейчас рассматривают в Кабмине. Первый - просто продлить действие "Евро-2" и "Евро-3". Второй - ввести новый технический регламент, позволяющий продавать сельхозпроизводителям и Министерству обороны топливо низкого качества, а для остальных потребителей, в том числе для всех АЗС, ввести более высокие стандарты», - отметил собеседник издания.
Эти аргументы в ЭАГ приводили и раньше, отмечает гендиректор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн. «На самом деле сами аграрии часто говорят, что им нужно более качественное топливо. В Украине достаточно компаний, которые используют импортную технику, для которой стандарты "Евро-2" и "Евро-3" не подходят», - говорит Куюн.
Как сообщал MIGnews.com.ua, Верховная Рада приняла в целом Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов».
| |