|
По итогам года туристические компании выходят на докризисный уровень перевозок, но пока не доходов. По оценкам крупнейшего отраслевого объединения Ассоциации лидеров турбизнеса Украины, сейчас многие компании работают с минимальной прибыльностью: они были вынуждены снизить цены после падения туристического потока в 2009 году и существенно увеличить затраты - в частности, на рекламу. В ближайшее время повысить цены им будет крайне сложно - потребительская способность остается низкой, признают операторы.
Объем продаж туристических услуг в летний сезон 2010 года вырос на 25% по сравнению с прошлым сезоном, сообщила вчера и. о. президента Ассоциации лидеров турбизнеса Украины Елена Шаповалова. По данным ассоциации, в частности, спрос на путевки в Турцию вырос в этом сезоне на 15-20%, Хорватию и Болгарию - на 30%. «В результате уже в этом году по туристическому потоку мы выйдем на докризисный уровень»,-- говорит гендиректор туроператора Tez Tour Йосип Андрик.
Впрочем, рост числа туристов пока не означает аналогичного увеличения доходов операторов. Из-за значительного падения турпотока в кризисном 2009 году операторы были вынуждены снизить цены - средний чек на массовых направлениях уменьшился на 10-15%, констатирует господин Андрик. Поднять цены не удалось и в текущем году. «В этом году многие компании смогли увеличить прибыль на 10-15%, но это рост на фоне падения доходов на 30-50% в 2009 году»,-- подчеркивает глава компании «Гамалия» Игорь Голубаха. По оценкам директора по продажам и маркетингу TUI Ukraine Тараса Демуры, сейчас около 90% крупных туроператоров работают на грани рентабельности.
Одной из основных причин снижения доходов участники рынка называют ценовые войны. «Вместо того чтобы зарабатывать деньги, крупнейшие туроператоры конкурируют друг с другом ценовыми методами. В результате остальные игроки едва сводят концы с концами»,-- говорит господин Голубаха. Конкуренцию обостряют мелкие и средние компании, готовые работать практически в убыток, лишь бы остаться на рынке. «Такие компании могут скрывать налоги и благодаря этому получать возможность снижать цены»,-- отмечает господин Демура.
Возросли и затраты компаний. После падения рынка в 2009 году многие операторы были вынуждены увеличить затраты на рекламу. «Наша компания потратила в этом году на рекламу 10 млн грн, тогда как год назад мы практически не рекламировались»,-- говорит господин Андрик. По словам директора группы компаний Kandagar Бориса Зелинского, его компания увеличила маркетинговый бюджет на 50-70%, а фонд зарплат - на 50% в связи с привлечением специалистов по маркетингу.
На зимний сезон крупнейшие туроператоры прогнозируют рост продаж на 20%, но цены при этом скорее всего останутся на уровне прошлого года. «Ценовую политику определяет конкуренция. В ближайший год операторы вряд ли смогут значительно поднять цены»,-- считает Тарас Демура. По его мнению, цены на летний турсезон, на который приходится более 60% оборота операторов, также не будут серьезно расти. «Цены могут повышаться в случае роста покупательской способности или уровня инфляции - например, если будут дорожать авиабилеты или проживание в отелях»,-- говорит он.
Ирина Миронова
| |