С первого июля в России должно в полную силу заработать электронное правительство.
На практике это означает, что органы власти не вправе требовать с россиян те документы, которые есть в ведомствах. Теперь чиновники должны обмениваться документами самостоятельно. Поможет ли электронный документооборот облегчить жизнь простым гражданам и избавит ли ведомственные коридоры от очередей, выяснял корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Диков.
«Без бумажки ты - букашка», эта поговорка должна уйти в прошлое. Так посчитали авторы закона об электронном правительстве. За громоздким названием - система межведомственного электронного взаимодействия, или, сокращенно, СМЭВ, скрывается благая цель. Гражданам больше не нужно оббивать пороги различных ведомств в попытках собрать документы. Ведомства должны этими документами обмениваться сами. А гражданин - вздохнуть от очередей. Система электронного документооборота уже несколько месяцев действует для федеральных структур. И вот теперь должна заработать для региональных и муниципальных. У них было достаточно времени подготовиться, говорит заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Мaссух. Им даже выделили для подготовки дополнительный год.
«С технической точки зрения Минкомсвязи обеспечило полное подключение всех субъектов. И если взять технологический процесс, то любой субъект имеет возможность не требовать справки граждан. Другое дело, что многие базы данных находятся в ЖЭКах, собесах, в различных структурах, которые не до конца автоматизированы. Это задача субъекта - максимально быстро провести компьютеризацию этих процессов», - говорит Массух.
Работоспособность системы многие ставят под сомнение. И в обмен справками или выписками между отдаленными селами и деревнями верят не все. В том числе и директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко, который в числе прочих консультировал Минкомсвязи. Ни в одной стране подобные системы не начинали сразу же работать в полную свою силу. Плуготаренко полагает, что и в России сначала будет некий переходный период.
«В Москве все обстоит гораздо лучше, в Москве и в городах-миллионниках, чем в регионах. А ведь подобная система электронного правительства абсолютно невозможна без участия всех органов федеральной власти и местных органов власти. Вот некая стройная концепция взаимодействия по электронным системам документооборота всех этих органов - это, конечно, на сегодняшний момент, мне кажется, утопия», - считает Плуготаренко.
Запрет требовать у россиян лишние справки не обязывает пересылать их именно электронной почтой. Почта может быть и традиционной. Это может быть факс или даже телефон. Но бумажный обмен документами вызывает у экспертов еще больше вопросов. Директор Центра IT-исследований и экспертизы Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Михаил Брауде-Золотарев перечисляет лишь некоторые сложности, с которыми придется столкнуться: обеспечение информационными системами, обучение персонала, новые инструкции и правовые акты. Либо «Почта России», в скорости работы которой Брауде-Золотарев сильно сомневается.
«Сам факт бумажного взаимодействия породит проблемы. Поскольку уложиться в пятидневный срок, отведенный законом для предоставления информации по межведомственным каналам, в общем-то совершенно нереально. Особенно с учетом работы нашей почты», - уверен Брауде-Золотарев.
Не стоит забывать, что некоторые документы чиновникам придется все же предъявлять лично. Таких документов 19. Среди них паспорт, дипломы, аттестаты, трудовая книжка, а также ряд других. Чиновники обещают этот список сократить. И исключить из него, например, свидетельство о браке.