|
Министерство образования и науки утвердило концепцию развития инклюзивного образования, предполагающую обучение детей с ограниченными возможностями вместе с остальными. Цель проекта - обеспечить детям с особыми потребностями доступ к качественному образованию. В Союзе организаций инвалидов отмечают, что реализовать эту инициативу удастся лишь в отдаленной перспективе ввиду необходимости переподготовки педагогов.
Концепция развития инклюзивного образования предусматривает возможность обучения детей с ограниченными возможностями в обычных школах. Министерство образования и науки планирует разработать специальные учебные планы и методические пособия, касающиеся особенностей обучения детей с особыми потребностями, а также критерии оценки их достижений в общеобразовательных учебных заведениях. Предполагается организовать в школах психологические консультации, а также ввести новую профессию - ассистент учителя. В вузах будет внедрена система специальной подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Инклюзивное обучение обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями в обычных школах за счет применения методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности таких детей. В мире разработка и реализация пакета законов, способствующих расширению образовательных возможностей людей с ограниченными возможностями, началась в 1970-е годы. Право на инклюзивное образование на всех уровнях обеспечивается, в частности, ст. 24 конвенции ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, вступившей в силу 3 мая 2008 года. Конвенция ратифицирована Украиной.
Как рассказала Ъ автор документа, сотрудник отдела образования лиц с особыми образовательными потребностями Минобразования Инна Луценко, он был разработан по результатам эксперимента, проводившегося с 2001 года в 22 школах. «В перспективе инклюзивное образование будет внедрено во всех школах. Концепция лишь утверждает его базовые принципы»,-- объяснила госпожа Луценко. По ее словам, сейчас специалисты министерства разрабатывают проекты необходимых нормативно-правовых актов, специальные методики и учебные планы. Однако сроки реализации положений концепции, а также объемы необходимого финансирования пока не определены.
Тем не менее подготовка к внедрению инклюзивного образования в Украине уже ведется на государственном уровне. «Ряд необходимых постановлений и изменений в законы уже приняты. Например, ни одна новая школа не может быть сдана в эксплуатацию, если она не оборудована пандусами и другим инвентарем для людей с нарушениями двигательной системы»,-- рассказал Ъ директор департамента общего среднего и дошкольного образования Минобразования Олег Ересько.
Общественные организации, объединяющие людей с ограниченными возможностями, поддерживают внедрение инклюзивного образования. «Инвалид должен быть полноценным членом общества, но его необходимо подготовить к этому с детства. Подготовить необходимо и общество»,-- считает исполнительный директор предприятия «Артишок» Союза организаций инвалидов Нина Гомозкова. По ее мнению, реализация концепции займет много времени из-за необходимости переподготовки педагогических кадров: «Нельзя допустить, чтобы дети начали издеваться над необычными сверстниками. Поэтому потребуются усилия всего школьного персонала - от директора до ассистентов учителей и психологов».
Александр Зворский
| |