|
Поправки в Налоговый кодекс и закон «О банках и банковской деятельности», подписанные президентом Владимиром Путиным, обязывают российские банки раскрывать информацию о клиентах по запросу иностранных государств.
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, который определяет правила взаимодействия между российскими кредитными организациями и налоговыми органами в том случае, если раскрыть информацию о российском банковском клиенте требует иностранное государство. Изменения вносятся в Налоговый кодекс и закон «О банках и банковской деятельности».
Закон был принят Госдумой 6 июня и одобрен Советом Федерации 27 июня этого года.
Закон «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предоставляет налоговым органам России право запрашивать для передачи за рубеж в банках любые данные по организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Налоговые органы России могут требовать у банков информацию на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.
В частности, из-за рубежа может поступить запрос о предоставлении информации о наличии у клиента счетов, вкладов и депозитов, о сумме остатков денежных средств на счетах и вкладах, о движении средств по счетам, остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств.
Прямое толкование буквы новых поправок предполагает, что получение запроса банком может происходить именно от российского налогового органа, а не от уполномоченного органа иностранного государства, отмечает начальник управления правового обеспечения банковской деятельности банка "Кит-финанс" Светлана Ковальская. По ее словам, в настоящее время порядок получения информации на основании запросов налоговых органов установлен в приказе Федеральной налоговой службы от 5 декабря 2006 года. После вступления поправок в законную силу этот приказ должен быть приведен в соответствие с нормами Налогового кодекса, то есть в нем теперь должна быть прописана форма запроса налогового органа и перечень документов, которые должен предоставить банк.
Скорее всего, после того, как закон вступит в силу, безоговорочно банки будут отвечать на запросы российских судов и налоговых органов, а на запросы всех остальных органов кредитные организации будут занимать выжидательную позицию, по крайней мере до той поры, пока не сформируется практика применения этого закона, полагает председатель коллегии адвокатов "Вашъ юридический поверенный" Константин Трапаидзе. Он считает, что банки пока будут игнорировать запросы - до получения разъяснений из местных уполномоченных органов.
Пока неизвестно, на запросы каких иностранных госорганов должны отвечать банки. Возможно, их перечень будет утвержден правительством или Минфином России, считает адвокат юридической компании "Налоговик" Антон Соничев. Скорее всего, это будут ведомства, уполномоченные на контроль исполнения законодательства об уплате налогов, то есть налоговые службы или финансовые департаменты правительств зарубежных стран. "Не исключено, что в этот перечень могут войти и правоохранительные органы, такие как Интерпол, Европол, прокуратуры и полиция иностранных государств", - полагает Соничев.
Запросы органов иностранных государств не могут быть получены непосредственно банками, отмечает ведущий юрисконсульт банка "Стройкредит" Николай Мотов. Данные запросы в рамках заключенных международных договоров поступают в налоговые органы России, и уже они в случае достаточных оснований принимают решение об истребовании необходимых сведений у банков. Среди таких международных договоров, по словам Мотова, можно отметить ратифицированный в феврале 2012 года протокол о внесении изменений в "Соглашение об избежании двойного налогообложения с республикой Кипр", существенно расширивший объем информации, которую могут запросить налоговые органы.
По запросу государств, которые отказываются заключать международное соглашение с Россией о правовой помощи (по аналогии с соглашением с Кипром), банки России могут отказать, считает Антон Соничев. Он также напоминает, что международный договор исполняется в России не с момента подписания, а с момента его ратификации, то есть по каждому подписанному договору должен быть принят соответствующий закон о введении его в действие на территории нашей станы.
| |