|
Эта грандиозная лента о восстании рабов под предводительством Спартака стала чемпионом проката, заработала 4 премии «Оскар» и сделала имя ее создателя известным на весь мир.
«Спартак» был четвертым игровым фильмом в карьере Стэнли Кубрика и первым, который принес ему мировую славу и открыл все желанные двери. Заняться постановкой героической эпопеи 30-летнему режиссеру предложил его друг актер Кирк Дуглас, с которым двумя годами раньше он сделал высоко оцененную критикой военную драму «Тропы славы». Став режиссером «Спартака», Кубрик сменил на этом посту более опытного к тому времени режиссера Энтони Манна, который, тем не менее, был уволен спустя 2 недели после начала съемок. Сам Кубрик, с самого начала своего творческого пути тяготевший к интеллектуальному кино, не был в восторге от сценария исторической эпопеи, считая его «глупым морализаторством». На протяжении съемок он неоднократно вступал в конфликт с Дугласом - исполнителем главной роли в фильме и продюсером в одном лице. Кубрик требовал большей независимости в работе, тогда как Дуглас пытался контролировать все до мельчайших деталей. Невзирая на серьезные разногласия между режиссером и продюсером картины, трехчасовой «Спартак» собрал огромный для того времени бокс-офис. С бюджетом в $12.000.000 картина заработала $30.000.000 в США и еще вдвое больше в мировом прокате. Получить удовольствие от просмотра масштабной киноленты с впечатляющими батальными сценами, в которых участвовало более 8 тысяч статистов, и звездным актерским ансамблем смогли и зрители стран за «железным занавесом». По итогам первого выпуска в советский прокат фильм занял 5-е место по посещаемости среди зарубежных картин. А в 1984 году, когда «Спартак» был повторно выпущен на экраны СССР, его посмотрели по 28,2 млн. зрителей на серию!
Картина была сделана в то время, когда в Голливуде вошли в моду сложнопостановочные эпические фильмы, отсылающее к событиям древней истории. Картина Кубрика продолжила успех так называемых «суперколлосов» «Кво вадис» (1951) Мэрвина Ле Роя и «Бен Гур» (1959) Уильяма Уайлера. Сегодня с тотальным завоеванием мира кино компьютерными технологиями, они уже не вызывают былого восторга. Но истории родом из древнего мира по-прежнему приносят большие дивиденды Голливуду, что доказывает успех таких картин, как «Троя», «Александр», «Агора» и «Гладиатор», бюджет которых, также как и сборы в прокате, в десятки раз превышает цифры исторических фильмов 60-х. «Спартак» стал наименее «кубриковским» из всех фильмов выдающегося мастера новаторского психологического кино. После завершения работы над картиной Кубрик стал искать новые возможности взаимоотношений с голливудскими студиями, которые могли бы предоставить ему большую независимость. А в 1962 году, снимая свой следующий фильм «Лолита» , который по соображениям цензуры он не мог реализовать в Соединенных Штатах, режиссер уехал в Англию, где прожил до конца жизни.
| |