|
В Литературном музее представлен необычный проект художников Марии и Натальи Арендт, двоюродных пра-пра-правнучек императорского врача Николая Арендта Именно он был рядом с поэтом в последние часы его жизни.
Первый экспонат выставки - скульптура Меера Айзенштадта «Пушкин» 1937 года, сделанная в честь 100-летнего юбилея поэта. Представлено и анонимное письмо, которое получил Пушкин, что и послужило поводом для дуэли. В нем Александра Сергеевича назвали «рогоносцем», он вызвал Дантеса на дуэль, и 27 января 1837 года на Черной речке поэт был смертельно ранен.
Пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Приехавший по срочному вызову личный доктор императора Николай Арендт был бессилен, Пушкин умер не от потери крови - от заражения.
Сестры Арендт - двоюродные пра-пра-правнучки врача, который был рядом с поэтом в последние часы его жизни, и они решили дать Александру Сергеевичу шанс. Автор идеи выставки Мария Арендт рассказала: «Посыл нашей выставки такой: сестры Арендт - я и моя сестра Наталья - отправляют своему предку, доктору Арендту, ценную бандероль».
Антибиотики, которых в начале XIX века еще не было, могли бы помочь спасти поэта, но, как известно, в истории сослагательного наклонения не существует. Но не в этой истории! «Мы позволили себе немножко пофантазировать над тем, что Пушкин выжил, но он изменился и в своих мыслях, в своем сознании, подсознании, в своих фантазиях обратился к своим предкам, а именно, к своим африканским корням. Поэтому в экспозиции есть изображение - Ганнибал со своими музами, со своими женами возможными», - поясняет Мария арендт.
В прошлом году выставку уже видели в Лондоне, где живет старшая сестра Наталья, а теперь привезли в Москву-- в Литературный музей. Куратор выставки Наталья Реброва отметила: «Вот знаменитая строчка из "Евгения Онегина" - "Быстрый заяц меж полей перебежал дорогу ей". Она и в судьбе Пушкина была очень значимой: именно заяц, перебежавший дорогу, остановил его по пути на восстание декабристов, и тогда этот заяц нам спас поэта. Пушкин очень верил в приметы. Вы знаете, как ему нагадали смерть от белого человека ровно в том возрасте, в котором он погиб».
Если бы он выжил, то продолжал бы посвящать стихи прекрасным дамам и пополнять свой «дон-жуанский» список.
«Сердца бы разбивались, как эти хрупкие тарелки, - шутит Мария Арендт. - К счастью, конечно. У нас финал оптимистический, а на самом деле то, как это было, остается за кадром. То есть, у нас Пушкин выжил, и все этому рады, естественно - няня, горячо любимая Арина Родионовна, сам Пушкин уже немного с африканскими чертами, Наталья Николаевна со слезой, застывшей, видимо, от счастья».
Как говорит вдохновитель и автор выставки, это не попытка переписать историю - просто фантазия, хулиганство в духе Пушкина.
| |