|
В Музейно-выставочном комплексе Салехарда открылась выставка, посвященная культуре коренных народов Севера. В основе экспозиции - национальные костюмы, предметы быта чукчей, коряков, якутов, тунгусов
О культуре самых северных коневодов планеты Светлана Романова знает все. Якуты - так называли они себя сами, и так говорят истинные сибиреведы. Почему и как этот народ приручил южную кочевую культуру к полюсу холода - разгадка на всю ее жизнь. Ритуальный сосуд, свадебное платье или необычное седло - на всех предметах стоит уже навечно печать того, что у якутов получалось лучше всего.
«Именно кузницы и ювелиры их славились. У якутов кузнец приравнивался к шаману: у них был особенный дух, которому они поклонялись. И конечно, каждая большая семья старалась сделать подарок своей дочери: костюм с полным набором серебряных украшений и праздничную упряжь», - рассказывает старший научный сотрудник Российского этнографического музея Санкт-Петербурга Светлана Романова.
Основа экспозиции - национальная одежда. В ней заметнее особенности культур северных зверобоев, коневодов и оленеводов. Итальянский путешественник XIII века Плано Карпини, увидев эвенка, изрек: «На Севере живут люди, у которых ноги, как оленьи копыта». А один из самых архаичных видов платья - тунгусов - европейцы прозвали «тунгусским фраком». Такие одеяния носили только морские зверобои северо-востока Сибири - чукчи, эскимосы и алеуты. Камлейка (дождевик) шилась из кишок морских животных. Секрет технологии сотрудники музея так и не раскрыли. Выставку дополняют интересные предметы быта: эскимосские ковры из шкур нерпы, лыжи-ракетки и даже курительная трубка.
«Огромного размера трубка, которую курили на общественных праздниках, передавая из рук в руки, как трубка мира у индейцев. И посмотрите, какие здесь великолепные орнаменты, выполненные подшейным волосом оленя, крашеной нерпичей шкуркой ", - показывает Ирина Карпетова, ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея Санкт-Петербурга.
Российский музей среди этнографических - один из крупнейших в мире. 70 тысяч экспонатов хранится в его запасниках только по Сибири. Всем вещам самое малое - 100 лет. И почти все уже давно исчезли из обихода нынешних носителей культуры.
| |