|
Врач-нарколог рассказал «Комсомолке» про первые «звоночки» алкоголизма, почему легче вылечить наркоманку, чем алкоголичку, и как решить проблему пьянства
Можно ли бороться с алкоголизмом и как, «Комсомолке» рассказал зам. главного врача по медицинской части (по наркологии) Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Вячеслав Солодухо.
Вячеслав Владимирович в наркологии более 14-ти лет и точно знает, что пьющий человек никогда не признает себя таковым: «Я пью, как все!» Потом начинаются проблемы: на работе, в семье, с законом...
- Есть люди, которые всю жизнь выпивают, но у них не формируется зависимость. А есть те, кто спивается за несколько лет. Это зависит от физиологических особенностей. И тут самая большая проблема - отследить грань падения в бездну, дать человеку соломинку, которая задержала бы его над пропастью.
- Говорят, что во всем виноваты гены...
- Гены дают нам только предрасположенность. Все остальное - это наша физиология и нейропсихические процессы. Насколько глубоко въедается этиловый спирт в наш метаболизм головного мозга - настолько сложнее получается проблема.
Почему люди пьют? От робости, чтобы снять стресс, уйти от проблем, расслабиться. Фактически, получается, что алкоголь - это универсальная таблетка от всех бед, неудач и неумений. И бороться с этим злом очень тяжело.
В Минской области состоят на учете более 47 тысяч человек. Из них более 27 тысяч - зависимые. Остальные - это те, кто пьяный попался за рулем или у кого два и более приводов в милицию, но зависимость у них еще не сформирована. Они состоят на профилактическом учете, в течение года мы за ними наблюдаем.
«Человек, который пять раз попал в вытрезвитель, - еще не алкоголик»
Зависимость - это когда все поведение направляется на поиски спиртного, с обязательным похмельем, увеличением дозы и провалами в памяти. Плюс социальные проблемы и проблемы со здоровьем.
- Человек, который пять раз попал в вытрезвитель, еще не алкоголик. Может, просто не повезло, и его забрали прямо со свадьбы, а потом с дня рождения. Но за 2000-2010-е годы мы видим стабильное увеличение количества алкоголиков.
- Возможно потому, что спиртное на столах белорусов считается нормой?
- Во всем мире так, но вот культура распития спиртных напитков везде разная.
- У нас же как: если человек за столом не пьет, значит, с ним что-то не так... На что бы вы посоветовали обратить внимание выпивающим?
- Первые звоночки - когда человек начинает опохмеляться, и когда от большого количества алкоголя исчезает защитный рвотный рефлекс. Алкоголь начинает восприниматься организмом, который перестает с ним бороться. Этих симптомов достаточно, чтобы забить тревогу. Если при этом появляются еще и провалы в памяти, это тоже говорит о том, что его организм не переносит алкоголь.
Если человек употребляет алкоголь два дня подряд, не важно, в какое время суток, - это уже считается запоем.
- То есть, если у меня сегодня день рождения, а завтра - свадьба, это уже запой?
- Смотря, сколько вы потом будете отходить. Если два праздника подряд, то здравомыслящий человек выпьет чуть-чуть на дне рождении и чуть-чуть - на свадьбе. Потому что знает, что ему потом может быть нехорошо. Если у человека проблема с алкоголем, он надерется и там, и там.
- Правда, что некоторые женщины провоцируют алкоголизм близких своим поведением?
- Всегда проще обвинить кого-то в алкоголизации, чем самому признать проблему. Можно придумать много факторов. Молодые семьи, которые приходят к нам на консультацию, часто конфликтуют с родителями, с которыми вместе живут. Гиперопека старшего поколения, которое лишь контролирует, но не сумело дать самостоятельность, скажется в любом случае: либо в алкоголизации, либо в другой зависимости или проблемах. Курение - это ведь тоже зависимость, как и кофеин, и игромания.
«На каждый отброс обязательно найдется человек, который ему поможет»
- Говорят, что бокал вина каждый вечер - только на пользу. А собраться и выпить в пятницу с друзьями для многих вообще - святое дело.
- Если в пятницу в хорошей компании под хорошую закуску 100-200 граммов хорошего вина - почему нет? Главное, чтобы после этого не возникло негативных последствий и это со временем не переросло в те звоночки, о которых я говорил ранее.
- А если человек чувствует, что ему хочется выпить?
- А вот это уже звоночек: когда проявляется «я хочу», это уже изменение поведения. Мысли и мотивы человека идут на достижение того результата, который он когда-то испытал. Здесь лучше всего обратиться к специалистам. Не обязательно к наркологу, можно к психологу или психотерапевту. Жаль, что люди боятся их, как огня. Куда проще раздавить очередную бутылочку с приятелем или подругой и пожаловаться на жизнь. Этот временной промежуток может длиться годами, и в итоге мы получаем глубокую зависимость. А если бы на каком-то этапе, когда стало плохо, заменить эту «универсальную таблетку» антидепрессантом или успокоительным, можно было бы и предотвратить зависимость.
- Вряд ли стоящие на учете приходят к вам сами, вы же говорите, что никто не признается, что у него есть проблема...
- Процентов 60 зависимых в таком состоянии, когда уже не боятся, процентам 10-ти - уже совсем все равно. Алкоголизм ведь - это медленное самоубийство...
- Алкоголики Минской области - это кто?
- Это люди трудоспособного возраста: мужчины до 60 и женщины до 55 лет. Я не скажу, что алкоголизм молодеет. У нас на учете только два несовершеннолетних алкоголика.
- Правда, что алкоголизм не лечится? Я знаю, примеры, когда закодированные люди, спустя десятилетия, снова скатываются на дно...
- Да, они могут вернуться в любой момент. Гарантий нет. Тут главное, чтобы человек был самоудовлетворен. Когда человек чего-то в жизни достигает, приходит удовольствие: от работы, от рыбалки, от спорта, от чего угодно! Но нельзя сказать, что это человек, который никогда не вернется к алкоголю.
- Что делать людям, которые живут рядом с пьющими? Жизнь превращается в кошмар, а в ответ слышишь: «Не делайте из меня алкоголика!»
- Как есть зависимые люди, так есть и созависимые. Это люди, живущие рядом. Иногда к нам приходят мать с детьми, рассказывают про то, что устали бороться за отца, который 25 лет злоупотребляет. Мы учим их, как правильно себя вести в этой среде. У нас есть и группы для созависимых. Были случаи, когда изменялось поведение созависимого и благодаря этому менялось поведение зависимого. Каждая женщина хочет спасти, и каждый ребенок - тоже. Но универсальных рецептов нет, все индивидуально.
- Что самое тяжелое в таких ситуациях?
- Осознать проблему и обратиться за помощью. Нужно разговаривать с пьющими, убеждать, но только когда они трезвые.
- Алкоголики - это не всегда упавшие на дно люди. Знаю и успешных бизнесменов, и творческих людей. Мол, а как нам при таких нагрузках по-другому снимать стресс? А их близкие десятилетиями страдают...
| |