|
После Чемпионата Украину и Польшу может накрыть волна депрессии, ведь такой масштабный праздник в этих странах вряд ли повторится
Журналисты влиятельного польского издания «Gazeta Wyborcza» поговорили с социальным психологом, преподавателем Высшей школы социальной психологии доктором Конрадом Маем о том, как Чемпионат отразился на самосознании и психологическом комфорте поляков. «Комментарии» републикуют интервью, поскольку многие мысли доктора Мая касаются не только поляков, а вполне применимы и к украинцам.
Будет ли нам не хватать Евро?
Наверняка будет не хватать, поскольку это первое настолько большое спортивное событие в нашей стране. В связи с подобными мероприятиями иногда говорят о синдроме Лиллехаммера, названого так по имени норвежского городка, в котором состоялась зимняя Олимпиада-1994. В Лиллехаммере живет 25 тысяч человек, так что когда после окончания Олимпиады все болельщики и спортивные команды уехали, жители это очень сильно ощутили: они стали апатичными, грустными, усилилось убеждение в том, что ничего интересного у них уже не произойдет, что это был единственный шанс для города стать объектом какого-нибудь интереса. В самых тяжелых случаях наблюдались психологические расстройства, у некоторых людей были обнаружены признаки депрессии. Конечно, крупным польским городам, в которых происходили матчи, это явление угрожает не в такой степени, поскольку в них происходит множество разнообразных культурных событий, но жителям Гневина или Опаленицы (в этих городках были расположены базы испанских и португальских болельщиков - «Комментарии») может быть тяжело смириться с тем фактом, что у них уже нет высоких гостей. И речь не только о футболистах, но также о болельщиках и журналистах из многих стран. Ведь на протяжении последнего месяца мы жили в несколько иной реальности - очень пестрой, где люди развлекались на улицах, танцевали, наряжались. Но таков порядок вещей: после месяца развлечений следует возвращаться к обычной жизни.
Останется ли что-то полякам после Евро? Научил ли Чемпионат нас чему-то?
Можно говорить об уроке позитивного патриотизма. Мы увидели, что не только проявление чувств болельщика, но и патриотические чувства, которые в некотором роде с этим связаны, могут иметь веселый, карнавальный характер. Патриотизм не всегда должен иметь серьезное лицо. До этого времени красно-белый флаг и гимн появлялись, как правило, в случаях, связанных с негативными эмоциями, когда мы хотели показать, что нам плохо. Например, в случае протестов, выражения неудовольствия, либо же по случаю государственных праздников. Но тут вдруг оказалось, что к национальным цветам вовсе не нужно относиться с излишним пафосом и благоговением: можно носить бело-красную шапку или смешные шорты - и это тоже будет способ проявить гордость.
Мы также научились делиться этой национальной гордостью. Для некоторых неожиданностью могли быть сцены, когда поляки и россияне вместе пели, развлекались или скандировали «Польша! Польша!». Вероятно, некоторые поляки осознали, что нужно как-то смыть пятно, появившееся после конфликта на мосту Понятовского (драка во время шествия российских болельщиков перед матчем «Польша-Россия» - «Комментарии») и были еще более открытыми для общего празднования с болельщиками из других стран. Мы поняли, что можно быть патриотом позитивным способом: не осуждая других и не указывая на их слабости, а концентрируясь на своих успехах и достижениях, и радуясь этому вместе с другими.
Конечно, одно Евро, одно событие, не изменит полностью наш образ мышления, но, по моему мнению, Чемпионат был для нас коллективной психотерапией. Мы увидели, что важен человек, а не национальность. И не важно, что у кого-то на флаге одна полоса шире, или, что он зеленый или синий. Я видел людей, у которых на одной щеке был российский флаг, на другой - немецкий, а на лбу - бело-красный. Каждый видел экзотических иностранцев с цветами польского флага, поющих на ломаном польском: «Поооольша - бело-крааааасный». Раньше в это просто нельзя было поверить: они болеют за нас, отождествляют себя с нами, восхищаются нами! Речь идет не только о спорте - это сигнал об общей симпатии к нам, восхищении. Время поверить в то, что у нас есть все основания быть довольными.
Когда человек приглашает к себе гостей, то всегда старается принять их как можно лучше. После окончания Евро останутся ли поляки столь же открытыми и гостеприимными?
Лозунги «Мы все хозяева» и «Чувствуй себя как дома» были очень хорошей стратегией для продвижения Евро и создания гостеприимной атмосферы среди самих поляков, что и определило наше мышление. Оказалось, что у нас нет уж таких проблем с языками, что не так сильно мы боимся различий между культурами.
До этого времени у поляков не было случая так масштабно разрушить стереотипы. Например, что мы нетолерантны и склонны к конфликтам. Парадоксально, но спорный материал ВВС мог сыграть положительную роль: быть может, под его влиянием некоторые поляки с удвоенной силой решили показать себя хорошими хозяевами.
По моему мнению, Евро стало символическим окончанием периода трансформации. Болельщики, приехавшие из-за границы, поставили нам высокие оценки. Политики ежедневно любят портить нам настроение, а тут внезапно кто-то приезжает из-за рубежа и говорит, что Польша фантастична. Такая внешняя оценка может иногда иметь большее значение, чем внутренняя: мы услышали, что мы гостеприимны, что у нас чисто и развита инфраструктура, в том числе отели.
Что касается лозунга «Чувствуй себя как дома», то вечеринка закончилась, мы остались в отремонтированном доме, теперь нужно оглядеться и подумать: что дальше? Чтобы не почивать на лаврах, нужно поставить цель, базируясь на тех позитивных эмоциях, свидетелями которых мы были не так давно. Может быть, в дальнейшей перспективе - Мундиаль или Олимпиада? Определение такой цели может поддержать в нас мотивацию к изменениям, чтобы и в дальнейшем презентовать себя с лучшей стороны и укреплять позитивный стереотип «Гостеприимный поляк».
Евро оказалось не только поводом для празднования с иностранными болельщиками, но и для встреч со знакомыми. Без Чемпионата мы будем столь же склонны к общим празднествам?
Мы показали, что можем прекрасно отдыхать, если нам создать для этого соответствующие условия. Такие были в фан-зонах. Это были места, о которых мы знали, что там можно натанцеваться, напеться, зарядить аккумуляторы. Во многих городах такими центральными местами, где можно весело провести время, являются рынки. В Варшаве это понятие немного размыто, но площадь перед Дворцом Культуры вполне подошла бы. Может, властям города стоит подумать, чтобы такое место стало постоянным? Чтобы сюда можно были придти хотя бы для того, чтобы послушать живую музыку. А гости города не искали бы место, где зарядиться позитивной энергией.
Разговаривала Малгожата Минта
| |