|
Лето не обещает быть жарким - во всяком случае, горячих дней на рынке кондиционеров эксперты не ожидают. Их будет продано меньше, чем в году прошлом, однако больше, чем в жарком 2010-м. Парадоксы статистики и жесткие ценовые условия сегмента продаж живительной прохлады - экспертные оценки в материале обозревателя радио «Вести ФМ» Сергея Артемова.
В этом году будет продано больше кондиционеров, чем в 2010-м. Несмотря на то, что пика жары европейская часть России достигнет едва ли. Данные о сбыте поясняет генеральный директор агентства «Литвинчук Маркетинг» Георгий Литвинчук:
«Дело в том, что в 2011-м спрос резко превысил спрос 2010-го, потому что люди ожидали повторения сильной жары... В 2010-м могли бы продать много - но никто не знал, что будет так жарко и потому не заранее не завезли оборудования.
И далее Георгий Литвинчук продолжает в цифрах: "В 2010-м было продано 1850 тысяч, в 2011-м было продано 2880 тысяч, сейчас я ожидаю продажи в районе около 2 миллионов штук".
При этом в отдельных розничных сетях рост идет даже к году прошлому. Говорит менеджер одной из крупных торговых сетей Дмитрий Помогаев:
"Мы наблюдаем устойчивый рост спроса на кондиционеры - на уровне примерно 15% в ценовом измерении - это по отношению к прошлому сезону. Мы наблюдаем интересную ситуацию - покупатели в прошлом году боялись повторения жары 2010-го и покупатели начали разбирать кондиционеры еще в начале апреля. В этом сезоне спрос традиционный - увеличение продаж началось с мая".
Ценовое измерение не всегда значит - количественное, утверждает заместитель исполнительного директора Ассоциации предприятий индустрии климата Павел Каплин:
"Был подъем цен на медь - это отразилось на цене... Все дорожает, жизнь дорожает - и кондиционеры - не исключение".
Сейчас, по мнению Павла Каплина, рынок находится накануне очередной смены парка кондиционеров. Она происходит каждые 5-7 лет, но в этот раз связана не только с технологическим скачком:
"Сейчас это будет еще и связано с тем, что новый законопроект готовится - по Монреальскому протоколу будет выведен из обращения фреон-22, который используется в бытовых кондиционерах. Вопрос пока обсуждается. Думаю, будет использован европейский опыт - запретят ввоз, и будут людей заставлять всячески от них отказываться".
У торговых сетей больше возможностей для корректировки цен, нежели у фирм, где продажа кондиционеров - главный вид бизнеса, отмечает аналитик рынка Георгий Литвинчук:
"У кондиционерной фирмы сезон длится 4 месяца, а кушать надо весь год. В сетях же кондиционеры продают вместе с пылесосами и утюгами. Магазин может прибавить к оптовой цене - 30-40 долларов. Сейчас бытовой канал завез много оборудования, и около полмиллиона лишних устройств останется. В августе цены могут быть даже на уровне себестоимости, а специализированная фирма не может наценить меньше 100 долларов на кондиционер - это не жадность, это реальность".
Кроме того, гарантию на кондиционеры, как правило, дают монтажные фирмы - мегаритейлеры электротехники не всегда могут предложить их услуги - относительно низкая цена связана еще и с этим фактом. Тогда как у профильных фирм - продажа и монтаж находятся в одних руках. Так что у покупателя действительно есть выбор - и моделей, и цены, и гарантии стабильной прохлады - если потребуется.
| |