|
Дирижер и композитор Виктор Гуцал 43 года является художественным руководителем Национального оркестра народных инструментов.
«По всему Союзу были оркестры духовых инструментов, а у нас не было. Хотя Украина богатейшая по инструментарию, - говорит Виктор Емельянович. - По всей Украине собирал исполнителей. Тогда это было не так сложно, ибо они имели возможность получить в столице квартиры. Сейчас в оркестре есть более 50-ти наименований инструментов и 70 музыкантов. Есть государственный план - дать в год 67 концертов. Это не так просто сейчас. Ранее концертной деятельностью занималось государство. Мы объехали весь Советский Союз. Теперь играем преимущественно в Киеве. Иногда едем в другие города и тем радуемся».
Художественный руководитель оркестра говорит, что на концерты не хотят ходить.
«Понимаю, что заплатить 100-150 грн, может быть много. Но посмотрите, какие билеты на попсу во дворце "Украина" - по 1-1,5 тыс. грн. И люди идут, чтобы послушать фонограмму. Нельзя платить такие деньги только за то, что видишь, как человек открывает рот. Бывает выступаем перед студентами. Сначала они идут неохотно. Но когда приходят, то остаются очень довольными. Главное нам встретиться. Потом ощущение красивого, которое заложено в человеке на генетическом уровне, сразу берет верх».
Виктор Гуцал пишет музыку для своего оркестра. Самое известное его произведением является «Запорожский марш». 1973-го на съезде комсомола в Москве коллектив исполнил эту композицию. Все присутствующие там встали. После этого автора музыки уволили из оркестра, а марш запретили играть. Гуцал 5 лет работал дирижером оркестра радио и телевидения.
«Сейчас композитору обеспечить музыкой себя и свою семью - трудно. Есть проблема - кто композиции будет исполнять. Советую идти в композиторы лишь тем, кто без этого просто не может жить. Сейчас уменьшился набор на композиторский факультет. Выпускают в год 2-5 специалистов. Их много и не нужно. Тогда музыка становится более качественной. Многие композиторы отходят от дел и занимаются кто чем. Когда-то каждая семья хотела, чтобы их ребенок занимался в музыкальной школе. Сейчас родители на все смотрят практически».
Виктор Емельянович называет композиторскую деятельность самой непостижимой.
«Порой сам не понимаешь, как все происходит, - говорит. - Когда-то в Праге был конкурс народных инструментов. Меня попросили написать туда композицию. Я ходил-ходил и не знаешь, с чего начать. Сроки поджимают. Мучаешься. Затем через несколько дней откуда-то оно у тебя берется? Просто садишься и пишешь. Петр Чайковский говорил: "Не надейся только на вдохновение. Садись и пиши". Композитор должен обладать музыкальным инструментом. Преимущественно - фортепиано. Но глухой Бетховен писал симфонии без всякого инструмента. Все носил в голове».
Гуцал написал музыку к фильмам «Пропала грамота», «Ой не ходи, Григорий, и на вечерницы».
«Главное лицо в создании музыки для кино - режиссер. Он дает фабулу, эмоциональное направление. В современных фильмах живые оркестры уже не привлекают, как в высокобюджетных американских. Остальные использует компьютер. В современном кино прежде всего зрительный ряд. Все остальное второстепенно».
| |