|
В среду в Министерстве природопользования и экологии (Минэкологии) РБ прошел брифинг на тему «Экологическое состояние Республики Башкортостан».
На вопросы журналистов отвечали представители Управления по недропользованию по РБ («Башнедра»), приуральского Управления по экологическому, технологическому и атомному надзору, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Отдела водных ресурсов Камского бассенового водного Управления, Башкирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также Минэкологии.
Вопросы касались, в основном, загрязнения окружающей среды - атмосферного воздуха, рек, грунтовых вод, проблем, связанных с бытовыми и промышленными отходами, с методами воздействия на предприятия, загрязняющие природу, а также с прогнозами погоды. Коснулись представители СМИ и «модной» сегодня темы - сохранения горы Торатау и создания природного парка «Иремель».
Как выяснилось из сообщения заместителя министра природопользования и экологии Ольги Лазиной, корень многих экологических проблем в республике в том, что на территории Башкирии расположены предприятия, которые контролируют федеральные службы надзора и контроля, и предприятия, подведомственные местным контролирующим органам. На федеральные предприятия, как бы они ни загрязняли окружающую среду, полномочия местного министерства не распространяются.
«Решить многие экологические проблемы можно только в тесном взаимодействии федеральных и региональных органов», - считает Ольга Николаевна. Не решают экологические проблемы ни административные, ни силовые методы воздействия. Сколько ни предпринималось административных мер по поводу Бурибаевского и Учалинского ГОКа, а реки Худолаз и Таналык в результате их деятельности оказались уничтоженными. Степень их загрязненности оценивается самым высоким, седьмым классом. Все упирается в отсутствие технологий очистки вскрышных пород в мире и в то, что проблемы копились десятилетиями, еще с советских времен.
То же касается и проблемы отходов. В республике 2500 организованных мест захоронения отходов, и только 1,3% из них находятся в надлежащем состоянии. Это отходы промышленного производства. А сколько неорганизованных свалок насчитывается на территории нашего региона, точно никому неизвестно. Эту проблему можно решить только через организацию полигонов для твердых бытовых отходов и через строительство мусороперерабатывающих заводов. В ближайшие два года такие проекты будут находиться лишь в стадии разработки.
По мнению Ольги Лаздиной, многие экологические проблемы сегодня можно решить только путем негосударственных инвестиций. Взять, к примеру, проблемы переработки отходов птицефабрик и свиноферм в республике. Пока они, практически, не решаются. На птицефабриках Башкирии накапливается примерно 500 тонн птичьего помета в месяц. Это загрязняющие вещества, представляющие повышенную опасность. Они относятся к третьему классу опасности. Однако отходы птицефабрик складируются, в основном, на поля, где никем не контролируются. И зачастую бывает так, что не отлежавшийся помет закладывается как удобрение в крупных тепличных хозяйствах Башкирии. Вместе с навозом в овощи и фрукты попадают патогенные микробы, антибиотики, которые потребляются в пищу, что негативно воздействует на здоровье, сокращает длительность нашей жизни.
Пока этой проблемой в республике всерьез никто не занимается, так как бюджетных средств на это не отпущено. Все ждут инвесторов, которые всерьез займутся переработкой отходов свиноферм и птицефабрик. Но почему-то инвесторам этот бизнес пока не кажется привлекательным и высокодоходным! Конечно, нужно штрафовать владельцев птицефабрик, но, по большому счету, - это тоже не выход, поскольку все эти штрафы немедленно отразятся на стоимости куриного и свиного мяса. К тому же, согласно 294 Федеральному закону, плановые проверки можно проводить лишь раз в три года, чтобы не «кошмарить» бизнес.
Остается добавить, что в республике, похоже, нарастает новая «зеленая волна», которая столь мощно прокатилась по Башкирии в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого столетия. Но если тогда движение «зеленых» носило, в основном, протестный характер, то в наши дни оно, по-видимому, будет более конструктивным и направленным на поиски финансовых и других форм решения экологических проблем.
| |