|
Кинообщественность бурно обсуждает предложение Никиты Михалкова об изучении школьниками классики мирового кинематографа. Напомним, что известный режиссер предложил ввести в школах предмет, который бы включал 100 шедевров мирового кинематографа. Культурный обозреватель радио «Вести ФМ» Анна Кочарова пообщалась с кинодеятелями и узнала, чему и как нужно учить на примере кино шедевров.
Предложение Никиты Михалкова об изучении школьниками 100 лучших фильмов кинообщественность одобрила, кажется, единодушно. Алексей Мизгирев принадлежит к той плеяде российских режиссеров, которых критики окрестили «новой волной». Он говорит, что и сам учился на киноклассике.
МИЗГИРЕВ: Все фильмы, которые составляют классику советского кино - это те картины, на которых воспитывались поколения режиссеров, в том числе и последнее поколение. Другое дело, как будет осуществляться этот отбор? Но я думаю, что если речь идет о ста фильмах, то в любом случае большая часть этого списка будут фильмы достойные.
Социолог Даниил Дондурей сравнивает предложение Михалкова с президентской инициативой о создании списка 100 лучших книг. Он отмечает, что и литература, и визуальная культура сегодня одинаково важны, и приводит социологические данные из расчета на 100 человек.
ДОНДУРЕЙ: В современной визуальной культуре очень важно кино, не менее важно, чем литература. Сегодня в России только 37 человек из ста читают одну книгу и более в год, а чуть больше 15% ходят в кино. Мы знаем, что художественная культура в своем высоком смысле, то есть шедевры, выходит за пределы общественного сознания молодых людей. ъ
Учить школьников кино - идея вроде бы новаторская. Но, вспоминая свои школьные годы, режиссер Алексей Мизгирев говорит о том, что и тогда кино играло важную роль в воспитании детей.
МИЗГИРЕВ: Когда я учился в школе, нас водили классами на проблемные картины, которые выходили в те годы. Помню, мы всей школой смотрели фильм «Чучело» в кинотеатрах, потом это обсуждали, писали сочинения. Кино было включено в образование школьника.
Режиссер старшего поколения, Владимир Досталь, задумывается и о том, смогут ли физически сегодняшние школьники осилить еще один предмет.
ДОСТАЛЬ: Во-первых, как это будет: факультативно или обязательно? Я знаю, что наши школьники так загружены по программе, что не будет ли это в ущерб другим предметам? Второе опасение, чтобы это не было реставрацией Советского Союза из эстетического угла, чтобы выбранные картины не были идеологизированы тем временем. Кинематографисты сходятся во мнении, что список из 100 фильмов должен быть поделен между отечественным и зарубежным кино, в него должны войти, помимо игровых, документальные и анимационные фильмы. Вопрос в следующем: удастся ли эту идею довести до конца, найдутся ли педагоги, которые смогут преподавать такой предмет, и школьники, готовые слушать, изучать и размышлять.
| |