|
Впервые американская поп-звезда дает концерты на исторической родине
Приезжающая с концертом в Москву Регина Спектор в Америке входит в высший эшелон популярной музыки: ее альбомы занимали места в хит-параде журнала Billboard, песни расхватаны на рекламные ролики и саундтреки (например, композиция «The Call» звучит в «Принце Каспиане»), а кавер-версию на один из треков Регины записал сам Питер Гэбриэл.
Поэтому внешние обстоятельства ее первого московского концерта - солидный зал, недешевые билеты - не удивляют: так традиционно и проходят в столице концерты больших западных звезд. Правда, никто из них не общается с залом по-русски, в лучшем случае звучит стандартный набор фраз вроде «привет, Москва» и «спасибо». От Регины же впору ожидать не только полностью русскоязычного конферанса, но и даже нескольких песен на русском - например, кавер-версий на «Старый пиджак» и «Молитву Франсуа Вийона» Окуджавы, которые она включила в цифровое издание своей последней пластинки. Дело в том, что московское выступление для Регины Спектор не просто пункт в гастрольном графике, но возможность спустя много лет вновь побывать на исторической родине. Здесь она выросла, отсюда уезжала в перестройку девятилетней школьницей - и сюда теперь возвращается в ранге триумфатора: успех, сопутствующий ее музыке во всем мире, и не снился никому из здешних поп-певцов. Если бы Спектор при этом полностью порвала с Россией, ее бы вряд ли кто-то мог упрекнуть: в Москве, по воспоминаниям певицы, семья была постоянным объектом бытового антисемитизма, и кроме того, здесь она успела только лишь освоить азы фортепианной игры, а свой творческий почерк выработала уже в Нью-Йорке.
Но тем не менее чуть ли не в каждом интервью Регина говорит о своей неразрывной связи с русской культурой - и доказывает это делом: спела Окуджаву, положила на музыку «Февраль» Пастернака, наконец, сделала русскоязычную версию своей композиции «Don't Leave Me» под названием «Не покидай меня».
А альбом, который в 2004 году предопределил ее коммерческий прорыв, был озаглавлен Soviet Kitsch; на обложке певица в фуражке, с бутылкой в руках и матрешками на заднем плане.
Элементы «советского китча» присутствуют и в музыке Регины Спектор. Западные критики ставят ее в один ряд с другими артистичными девушками за фортепиано, начиная с Кейт Буш и заканчивая Амандой Палмер, но природа ее эксцентрики, кажется, несколько иная.
Какие-то уж совсем солнечно-беззаботные интонации, свойственные ее скоростным, легкомысленным песням (вроде упомянутой уже «Don't Leave Me»), звучат как причудливое эхо даже не советской поп-музыки, а советских же мультфильмов и детских радиоспектаклей - это уже без пяти минут «Облака, белогривые лошадки» или песня зайца из «Ну, погоди!» в исполнении Клары Румяновой.
Спектор может сколько угодно цитировать Пастернака, но непосредственный контакт с русской культурой у нее был, очевидно, только в детской ее части - все остальное она уже видела разве что в подзорную трубу, наведя на Россию фокус из своей квартиры в Бронксе. И пожалуй, именно это ощущение общего детства в первую очередь и роднит с Региной ее российских поклонников. Теперь у них будет и еще кое-что общее - как минимум полтора часа, проведенные вместе в «Крокус Сити Холле». 15 июля, «Крокус Сити Холл», 65-66-й км МКАД, www.crocus-hall.ru
| |