|
КАМАЗ и Daimler в сентябре запустят СП по выпуску тяжелых грузовиков Mercedes-Benz российской сборки. Немецкий автоконцерн надеется, что проект существенно расширит его присутствие на российском рынке, а КАМАЗ рассчитывает на доступ к современным технологиям
Москва. 19 июля. FINMARKET.RU - Уже совсем скоро на российском рынке тяжелых грузовиков появятся машины Mercedes-Benz российской сборки. Совместное предприятие, созданное российским КАМАЗом и немецким автоконцерном Daimler AG, начнет выпуск тяжелых грузовых автомобилей в сентябре. Аналитики говорят, что в краткосрочной перспективе это событие существенно не изменит расклад сил на российском авторынке, но в долгосрочной откроет немецкому автопроизводителю доступ на российский рынок тяжелых грузовиков, а отечественному предприятию даст доступ к передовым технологиям. В то же время в Daimler AG весьма туманно говорят о возможности дальнейшего расширения доли в КАМАЗе, которая сейчас составляет 11%.
ОАО «КАМАЗ» и германский концерн Daimler в сентябре планируют начать серийное производство тяжелых грузовых автомобилей Mercedes-Benz, сообщил в интервью «Интерфаксу» член правления Daimler AG, глава Daimler Trucks Андреас Реншлер. «СП будет запущено в сентябре», - сказал он.
В ноябре 2009 года «КАМАЗ» сообщал о создании с Daimler на паритетных началах СП в Татарстане по производству грузовых автомобилей - «Мерседес-Бенц Тракс Восток». В СП обе компании инвестировали по 5,9 млн евро. Выпуск тяжелых грузовиков Mercedes-Benz Actros и Mercedes-Benz Axor ранее планировалось начать во II квартале 2010 года. Первоначально производство машин будет осуществляться методом крупноузловой сборки на мощностях «КАМАЗа». Ранее говорилось, что СП будет заниматься производством, импортом и продажей грузовых автомобилей Mercedes-Benz, а также реализацией автобусов Mercedes-Benz и Setra и станет эксклюзивным импортером в РФ этих транспортных средств.
По мнению аналитика «ВТБ-Капитал» Владимира Беспалова, запуск СП по производству тяжелых грузовиков вряд ли станет масштабным событием в краткосрочной перспективе. «В краткосрочной перспективе сложно сказать, что это масштабное событие, которое перевернет рынок тяжелых грузовиков в России», - сказал аналитик в интервью «Финмаркету». Но, по его словам, в долгосрочном плане это событие значимое, так как «КАМАЗ» и Daimler - стратегические партнеры, и такого рода инвестиции для Daimler представляют собой способ выйти на российский рынок тяжелых грузовиков. С другой стороны, этот проект открывает дорогу к передовым технологиям для КАМАЗа, хотя на начальном этапе предусматривается только крупноузловая сборка.
Напомним, что ранее гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин заявлял, что стратегическое партнерство с Daimler и его грузовым подразделением усилит позиции российской компании и позволит модернизировать производство за счет опыта, технологий и «ноу-хау» немецкого концерна.
Что касается возможности участия в программе утилизации, если она будет распространена на грузовики, то, по мнению аналитика В.Беспалова, скорее всего, КАМАЗ попадает в список компаний, участвующих в программе. Также могут войти в программу и грузовики, собранные на СП с немецким автоконцерном. Вместе с тем, полагает эксперт, в рамках программы утилизации спрос в большей степени сместится в сторону традиционных моделей КАМАЗа.
Также напомним, что в апреле уже приступило к работе другое СП КАМАЗа и концерна Daimler - Fuso KAMAZ Trucks Rus, которое начало производство легких грузовых автомобилей Mitsubishi Fuso Canter. Машины собираются из машинокомплектов, ввозимых из Японии, при этом предполагается, что локализация производства в России «будет непрерывно увеличиваться».
Вместе с тем, что касается сотрудничества по другим проектам, а именно о создании новой кабины для «КАМАЗа» и СП по мостам, А.Реншлер ответил весьма уклончиво, объяснив такой ответ нежеланием оповещать о своих планах конкурентов. «Я думаю, что наши конкуренты ждут не дождутся. Поэтому, даже если бы я знал, я бы вам не рассказал», - заметил он.
Еще одна тайна
Вместе с тем, вопрос о том, будет ли концерн Daimler и дальше наращивать свою долю в капитале КАМАЗа, также остался практически без ответа. В декабре 2008 года германский концерн подписал соглашение о покупке 10% акций ОАО «КАМАЗ» у «Тройки Диалог» и группы инвесторов, в июне 2010 года концерн увеличил свою долю до 11%. В июне этого же года «Тройка Диалог», продолжающая владеть 26,8% акций КАМАЗа, заявила, что может к 2016 году выйти из состава акционеров «КАМАЗа», при этом Daimler намерен увеличить свой пакет акций в российском предприятии.
На вопрос корреспондента «Интерфакса» о планах увеличить долю в капитале КАМАЗа, представитель Daimler ответил весьма уклончиво. «Это зависит от многих условий, от экономической ситуации, от ситуации на "КАМАЗе". Например, если будет следующий финансовый кризис () Есть рамочные соглашения, но каких-то конкретных решений мы не принимали», - сказал он. А потом в ответ на дотошные расспросы корреспондента добавил: «Это то же самое, что, например, сейчас вы говорите, что вы мне продаете 10-летнюю машину. Может быть, у вас было 5 аварийных случаев, и я, соответственно, не хочу это покупать. Все зависит от того, как ситуация будет развиваться».
А.Реншлер отметил, что доля Daimler в КАМАЗе, в зависимости от обстоятельств, может в будущем увеличиться, а может и остаться без изменений. «Есть базовое понимание: если мы захотим, мы сделаем это, но не определены временные рамки, и мы не должны это сделать - нет такого (обязательства)», - сказал он.
«У нас есть принципиальное понимание, и если мы захотим это сделать, то мы найдем возможность повысить нашу долю. Если нет - значит, нет», - добавил А.Реншлер.
По его словам, никаких консультаций между основными акционерами КАМАЗа - «Тройкой Диалог», ГК «Ростехнологии» и Daimler - по изменению пакетов сторон в «КАМАЗе» не ведутся. «Нет, если мы говорим о 2016 годе. У нас есть много других тем для принятия решений», - сказал он.
При этом А.Реншлер весьма оптимистично оценил перспективы рынка грузовых автомобилей в России. «Рынок будет расти. В прошлом году был очень большой спад. Такого еще никогда не было в истории. Сейчас в России мы видим рост продаж грузовых автомобилей. Я не могу гарантировать, я не могу с уверенностью сказать, как вырастет рынок, но рост будет», - говорит он. По его словам, в Европе также ожидается восстановление продаж грузовиков. «В Европе компания планирует в 2010 году выйти на уровень продаж прошлого года. И выйдет на докризисный уровень в 2013-2014 годах по всему миру. В 2010 году Европа достигнет продажи (грузовых автомобилей) уровня 2009 года, а может, будет рост на 5%. Сегодня у меня одна порция знаний, завтра я буду знать больше. Спросите меня завтра!», - оптимистично заявил представитель Daimler.
| |