|
Законопроект о некоммерческих и неправительственных организациях, который Госдума приняла в первом чтении, вызвал бурную дискуссию.
Правозащитники считают, что эта норма ущемляет их права. Законодатели, напротив, заявляют, что не намерены создавать никаких ограничений и запретов. А новый закон, по их словам, направлен на формирование цивилизованных отношений между государством и общественными организациями.
Проект закона прокомментировал исполнительный директор некоммерческой организации «Российский фонд свободных выборов» Игорь Богданов. По его мнению, документ, который, в первую очередь, коснется организаций, финансируемых из-за рубежа, неспроста внесен на рассмотрение именно сейчас, после двух федеральных избирательных кампаний.
«Казалось бы, в логике проведения федерального избирательного цикла, такая законодательная инициатива должна была бы предварять выборы, чтобы каким-то образом, как сейчас многие заявляют, "затруднить" деятельность НКО, получающих поддержку из-за рубежа, - рассказал Вестям.Ru Игорь Богданов. - Однако законопроект внесен именно сейчас, что говорит о продуманности внесения предлагаемых поправок в законодательство об НКО».
По мнению Богданова, сегодня мы наблюдаем нормальный процесс законотворчества в сфере регулирования деятельности НКО. «Это естественное проявление самозащиты со стороны российской государственности, выстраивание фильтров на пути попыток вмешательства во внутренние дела России», - отмечает он. В то же время, Игорь Богданов напомнил: например, в США аналогичные нормы действуют уже довольно долго - с 1937 года. И закон, который рассматривается в Госдуме, разрабатывался с учетом этого зарубежного опыта.
«Предлагаемые поправки не лишают НКО возможности получать международную поддержку. Но предлагают делать это цивилизованным образом, предельно прозрачно для граждан того государства, в котором они ведут свою деятельность на иностранные деньги», - пояснил Богданов.
По его словам, для НКО и НПО, которые у нас в стране финансируются за счет государственных грантов и пожертвований, открытость, прозрачность и доскональная точность в отчетах являются обычным делом. «По-другому в этой сфере деятельности и быть не может. Это нормально, что финансовая деятельность организаций, получающих поддержку из-за границы, должна аналогичным образом проверяться государством», - подчеркнул он.
Абсолютно справедливым Богданов назвал и то, что за работу по проверке целевого предназначения зарубежных средств наше государство будет брать с НКО «иностранных агентов» налог в размере 30%.
«Предлагаемые законодательные инициативы естественны, своевременны и даже необходимы», - заключил Богданов.
Законопроект, разработанный депутатами-единороссами во главе с Александром Сидякиным, предусматривает, что общественные организации, получающие деньги из-за рубежа, будут считаться «иностранными агентами». Те «иностранные агенты», которые занимаются политической деятельностью на территории России, будут отчитываться иным образом, нежели все остальные НКО. Они также должны будут встать на учет в специальный реестр Министерства юстиции.
Ранее в Администрации президента РФ пояснили, что закон коснется и тех организаций, в уставе которых не прописано, что они занимаются политикой. Независимо от декларируемых целей, если НКО или НПО участвует в политической деятельности и финансируется из-за рубежа, к ним будут применяться нормы закона. В этот список, скорее всего, попадут правозащитные и некоторые антикоррупционные организации.
Законопроект вызвал недовольство правозащитников еще на этапе подготовки. В частности, Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека считает, что документ противоречит Конституции и Гражданскому кодексу. Однако авторы документа утверждают: он во многом основан на нормах закона, которые успешно применяются в международной практике. Законопроект нашел поддержку у думских фракций «Единой России», КПРФ и ЛДПР.
| |