|
Госрасходы должны быть расписаны по приоритетным отраслям, считают в Минфине. Статьи не из числа приоритетных попадают под возможное сокращение. Помимо экономии на госзакупках ведомство предлагает сдвинуть сроки исполнения расходных статей бюджета, использовать проектный принцип финансирования инвестиций и отменить субсидии для некоторых регионов.
Минфин предлагает министерствам и ведомствам определиться с приоритетами государственных расходов.
«Считаю, что необходимо предметно рассмотреть объем средств, которые есть у каждого ведомства, определить приоритеты, включить туда основные задачи, которые должны быть решены правительством и представить в правительство предложение по приоритизации этих расходов», - заявил министр финансов Антон Силуанов на заседании правительства. Статьи не из числа приоритетных попадают под возможное сокращение. Глава Минфина подчеркнул, что снижать риски для бюджета «можно, не увеличивая расходы, ограничивая себя в расходных обязательствах», для этого необходимы преобразования в бюджетных отраслях. «Бюджет 2013 года эксперты уже сейчас обоснованно называют жестким, и не потому, что как-то существенно секвестрируем расходы, но реально оцениваем доходы», - объяснил премьер-министр Дмитрий Медведев. Бюджет на 2013-2015 годы верстается на основе бюджетного правила, которое вводит предельный размер нефтегазовых доходов, поскольку рассчитывается не на прогнозной или текущей цене нефти, а ее средней стоимости за последние пять лет. По словам Силуанова, в бюджет на 2013 год заложена цена на нефть $92 за баррель, на 2014 год - $93, на 2015 год - $94. Все нефтегазовые доходы от более высоких цен пойдут в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. В прогнозных сценариях Минэкономразвития средняя цена нефти составляет $97 за баррель в 2013 году, $101 - в 2014 году, $104 - в 2015 году. Согласно подсчетам Экономической экспертной группы, колебание цены нефти на $1 для бюджета означает изменение $2 млрд (65 млрд рублей, по текущему курсу ЦБ). Согласно основным параметрам бюджетной политики, доходы в следующем году составят 12,3 трлн рублей, расходы - 13,4 трлн рублей, дефицит прогнозируется на уровне 1,5% ВВП. При этом ненефтегазовый дефицит бюджета в 2013 году составит 10,1% ВВП, в 2015 году снизится до 8,6% ВВП, тогда как общий дефицит упадет до 0,1% ВВП. «Все это свидетельствует о том, что зависимость от конъюнктуры цен сохраняется», - подчеркнул Медведев. В ближайшие три года финансовая поддержка «масштабных экономических преобразований» сохранится, обещает Медведев. В бюджете в 2013 году предусмотрено 145 млрд рублей АПК в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства. На поддержку малого и среднего государство выделит 22 млрд рублей. Но главный приоритет для бюджетной политики - социальная сфера. «Мы формируем социальный бюджет», - подчеркнул премьер, добавив, что госрасходы на социальную политику будут расти и в 2014 году «перейдут планку в 4 трлн рублей». По словам Медведева, в 2013 году на здравоохранение из бюджета выделят более 500 млрд рублей, на образование - почти 550 млрд рублей, на науку гражданского назначения - 320 млрд рублей. Поскольку социальные обязательства секвестрировать нельзя, возможности для сокращения расходов могут быть найдены в статьях по субсидиям экономики, госинвестициях, госзакупках. «Можем только здесь оперировать. Если в 2011 году объем иных обязательств, которые могли быть уточнены и пересмотрены, составили около 30%, то в 2012 году - 23,9%, в 2015 году - 23,1%», - сказал Силуанов. Общий объем инвестиций сохранится на уровне, заложенном в бюджете на 2012-2014 годы, а в 2015 году будет проиндексирован на инфляцию. «Учтено лишь сокращение на 5% расходов на закупку товаров, работ и услуг для госнужд в соответствии с предвыборными статьями президента», - уточнил Силуанов. Но Минфин предлагает использовать проектный принцип реализации инвестрасходов, то есть не в полном объеме. «Там, где могут быть окупаемы, можно использовать заемные, внебюджетные средства по тем или иным проектам», - пояснил Силуанов. По словам министра, бюджетный маневр предполагает увеличение расходов на реализацию указов президента при сокращении расходов, связанных с реализацией пенсионной реформы, переноса ряда расходов на более поздний период и отменой субсидирования по некоторым регионам. Окончательно договориться о том, расходы по каким направлениям придется сокращать, министры не смогли: основные направления бюджетной политики и основные характеристики федерального бюджета на 2013-2015 годы одобрены лишь в целом. «Продолжится работа в трех направлениях - по социальной политике, транспорту, сельскому хозяйству и региональному развитию, будет блок по ВПК», - сказала министр здравоохранения Вероника Скворцова журналистам по итогам заседания.
Автор: Ольга Танас
| |