|
11 октября на Остоженке откроется новое здание Московского дома фотографии, точнее- Мультимедийного комплекса актуальных искусств, который объединит фотографию, искусство, кино, музыку, перформанс и многое другое. Директор музея и архитектор уверяют, что в процессе пятилетней реконструкции к двум зданиям на Остоженке, ставшим в итоге одним музеем, относились максимально осторожно и корректно. Защитники архитектуры думают иначе.
Еще полгода назад, в марте 2010-го Ольга Свиблова говорила, что не знает, когда закончится реконструкция зданий для ее Мультимедийного комплекса актуальных искусств (Multimedia Art Museum Mosсow, или МАММ) на Остоженке. Решение о реконструкции тогда еще музея «Московский дом фотографии» (в МАММ он был переименован в 2003 году) московское правительство приняло в 1998-м, работы начались в 2005-м, сроки сдачи не раз переносились и сдвигались. Музей все это время работал, но в «кочевом» режиме: свои проекты ему приходилось открывать на других московских площадках. Наконец- свершилось. Новый комплекс, одним из своих пяти этажей уходящий под землю, оснащенный внутри по последнему слову, с открытой крышей, откуда открывается панорамный вид на центр Москвы, открывается в понедельник, 11 октября. Актуальность без привязки к времени Новый комплекс объединит музей «Московский дом фотографии», уже 14 лет делающий персональные и тематические выставки российских и зарубежных, молодых и заслуженных фотографов, созданную при нем в 2006 году Школу фотографии и мультимедиа имени Родченко и Мультимедиа-арт музей, работающий с актуальным искусством. После реконструкции выставочные площади здания увеличились с 600 до 2,5 тыс. квадратных метров, однако постоянной экспозиции в новом музее не предусмотрено, в том числе и потому, что основная часть коллекции- это фото- и видеоматериалы, не предназначенные для длительного экспонирования. Боков пояснил, что при строительстве «было сделано все, чтобы сохранить старые стены», однако удалось это далеко не везде: по словам архитектора, в первую очередь это произошло «из-за не самого высокого качества материалов, из которых в XIX веке строили дома». Архитектор рассказал, что удалось спасти часть стены 16-го дома. «Инъекциями со специальным раствором через каждые несколько сантиметров буквально нашпиговали кусок здания»,- уточнила Ольга Свиблова. Стены, которые не удалось реставрировать, по словам Бокова, были восстановлены строго по историческим чертежам плана памятника. В 2006-м, когда реконструкция зданий только началась, и 16-й дом на Остоженке был разобран, один из координаторов «Архнадзора» Рустам Рахматуллин в своей статье для «Известий» называл разбор этого памятника «утратой года». Сегодня защитник архитектуры не изменил своего мнения. «Мои глаза говорили мне, что этот дом был полностью снесен, и это видели все москвичи невооруженным взглядом. Я не видел момента, чтобы какие-то фрагменты складировались, возможно, это так, но узнать, правда ли это, невозможно,- рассказал Рахматуллин GZT.RU. По словам архнадзоровца, с началом реконструкции "дом был полностью уничтожен", а то, что выстроено сейчас- не что иное как "новодел". "Можно его обмерить более-менее точно, исполнить более или менее качественно, но говорить, что это именно он и есть- цинизм. Это настоящая утрата мемориального московского здания",- считает Рахматуллин.
| |