|
В Украине бушуют споры о статусе русского языка. Правящая «Партия регионов» разработала законопроект «Об основах государственной языковой политики». Документ повышает статус негосударственных языков. Законопроект уже принят во втором чтении
Противники языковой реформы последние дни проводят акции протеста. За это время произошло несколько стычек участников акции с бойцами спецподразделений. Ситуацию в Украине Елена Щедрунова обсудила с экспертами в студии радио «Вести ФМ».
Щедрунова: Здравствуйте. У микрофона Елена Щедрунова. На Украине бушуют страсти, связанные с законом о статусе региональных языков. Я это подчёркиваю, потому что зачастую в нашей российской прессе говорят о том, что русский язык наконец-то приобретёт статус государственного на Украине. Нет. Речь идёт только о статусе региональных языков. И по этому поводу пока кто-то радуется, кто-то негодует. Третьи люди замечают, что, на самом деле, если этот закон действительно будет принят. А я напомню, что пока процедура даже парламентская затягивается из-за тех волнений, которые на Украине происходят. Так вот, если он всё-таки будет подписан президентом и вступит в силу, по мнению некоторых экспертов, статус русского языка на Украине, наоборот, станет ниже. Попробуем с этим разобраться.
У нас в студии президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко и президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Итак, начнём с разговора о том, какой статус сейчас имеет русский язык на Украине. Потому что то, что я увидела в СМИ, меня несколько удивило. Там идёт ссылка на закон УССР. То есть на закон советских времён. Что, этот закон действительно действует до сих пор на территории Украины?
Минченко: Конечно, не отменён. Причём, он имеет пока статус языка общенационального общения, что подразумевает обязанность представителей органов госвласти в случае, если, например, заявителю требуется ответ на русском языке, ответить ему именно на русском, обратиться к нему и устно на русском, и написать что-то. Поэтому ряд экспертов считает, что статус русского языка при принятии этого закона о региональных языках не повысится, а понизится. Но, на мой взгляд, надо понимать, что ни власть, ни оппозицию, на самом деле, вопрос русского языка не волнует, равно как и украинского тоже. Идёт борьба за власть.
Януковичу особо похвастаться в экономической сфере нечем. Во внешнеполитической есть огромное количество нерешённых проблем с Россией, есть проваленная евроинтеграция, которую, впрочем, провалил не он, а задолго до него. Но сейчас ещё она усугублена информационной блокадой и нежеланием европейских лидеров общаться с Виктором Януковичем. И, соответственно, поскольку парламентские выборы планово в октябре, вытащили эту тему. И это очень напоминает такой договорной матч, когда обе стороны кипятятся, показывают, какие они.
Щедрунова: Договорной матч предусматривает, кто победит или будет ничья. Понимаете?
Минченко: Так вот. Они не хотят решать этот вопрос - ни те, ни другие. Есть известный анекдот про молодого адвоката, который приходит домой гордый и говорит: «Дедушка, папа, вы такие лохи. Вы сорок лет вели процесс, я сегодня за один день его выиграл». Они говорят: «Идиот, этот процесс сорок лет кормил нашу семью». И вот никто не хочет решать, из-за кого вопрос в Украине, потому что это очень устраивает и партию регионов, и её оппонентов.
Щедрунова: То есть всегда есть, чем поживиться, что называется, в политическом смысле.
Минченко: Конечно.
Щедрунова: Вопрос к Михаилу Виноградову. А зачем, собственно, тогда Россия говорит: «Вот, когда же у русского языка будет статус государственного?», если это и так был язык межгосударственного общения, на нём печатались в обязательном порядке все государственные акты. То есть он был доступен для всего населения. Что ж мы так требовали-то с российской стороны, чтобы он стал, наконец, государственным? Есть факты, есть. Радуйтесь.
Виноградов: Недавно в журнале «Россия в глобальной политике» вышла моя статья про то, как российская элита видит оптимальную внешнюю политику. Я там приводил восемь возможных моделей. И, хотя главная модель, наверное, скорее, - демонстрировать уверенность в себе, имитируя силу и убеждённость в моральной, обоснованность в собственной позиции, есть ещё одна позиция - «Люблю его за то, что он любит меня».
| |