|
Ровно 200 лет назад наполеоновские войска вторглись на территорию России. Почему началась война? И каков был план? О событиях 1810-1812 годов Андрей Светенко беседовал с историком Игорем Тихоновым в программе «Уроки истории» на радио «Вести ФМ».
Ровно 200 лет назад наполеоновские войска вторглись на территорию России. Почему началась война? И каков был план? О событиях 1810-1812 годов Андрей Светенко беседовал с историком Игорем Тихоновым в программе «Уроки истории» на радио «Вести ФМ».
Светенко: «Урок истории» на «Вестях ФМ». У микрофона Андрей Светенко. Здравствуйте. Сегодня у нас в гостях специалист по Отечественной войне 1812 года, двухсотлетие со дня начала которой мы отмечаем этим летом, Игорь Сергеевич Тихонов. Игорь Сергеевич, приветствую вас.
Тихонов: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.
Светенко: Историк - архивист, сотрудник Государственного архива Российской Федерации, председатель историко-патриотического объединения «Багратион». Вот вам и карты в руки. Говорить мы, наверное, будем всё-таки о том, что. Вот интересно. Сам узнал только, обратившись этим летом более внимательно к теме войны 1812 года, что, в общем-то, день в день всё началось - 22 июня. Воззвание Наполеона к войскам французской армии было опубликовано именно в этот день. У нас принято считать датой начала войны 24 июня. В чём тут дело?
Тихонов: Да, вы совершенно правы. Две отечественные войны очень похожи друг на друга - Отечественная война 1812 года и Великая отечественная война. Дело в том, что и подготовка к войне, и то, что наша страна, Советский союз предполагал нанести превентивный удар так же, как и в 1812 году Александр Первый. Начальный период войны, отступление вглубь страны. Отличается тем, что в 1812 году мы сдали Москву, чтобы спасти армию и Россию, а в 1941 году её отстояли с той же целью.
Светенко: Очень интересные вещи сообщили. Во-первых, они достаточно смелые, не раз попадали под огонь критики. Как же это так? Мы на кого-то могли собираться напасть. В общем-то, в этом смысле у нас в сознании историческом с детства привито, что первый удар должен нанести противник, а потом-то уж мы. Хотя с точки зрения и большой политики, и наличия врага. Уж про Гитлера с Наполеоном не к ночи будет помянуто, так сказать. Тут для меня опять новость. Что в 1812 году у Александра Первого были изначально наступательные тоже планы?
Тихонов: Да, безусловно. Изначально были наступательные планы. Но Александр Первый предполагал, что нашими союзниками будут Австрия и Пруссия в этой войне. Что в результате не произошло, так как Наполеон был не только великим полководцем, но и великим дипломатом и в начале 1812 года он добился того, что Пруссия и Австрия стали союзником Франции.
Светенко: У нас уже был печальный опыт этой коалиции, закончившийся Аустерлицем и подписанием Тильзитского мирного договора, за что нам Наполеон в этом своём воззвании и пеняет, что мы не выполняем условия этого мира. И тогда давайте всё-таки говорить о замыслах Наполеона. Он-то чего хотел, нападая? С Гитлером понятно, чего он хотел, - чтобы нас не было.
Тихонов: Мы отошли с вами от даты 22 июня. Давайте мы вернёмся, обозначим её. Официально в российских источниках считается, что война по старому стилю началась 12 июня 1812 года. Разница в 12 дней с европейским стилем - это 24 июня, в котором мы сейчас с вами живём по этому стилю.
Светенко: А французы жили уже тогда по этому стилю. Поэтому можно не заморачиваться и говорить по-новому.
Тихонов: Французы - да. Я больше привык к старому стилю. Переводить на ходу не всегда удобно.
Светенко: Ну и бог с ним.
Тихонов: Дело в том, что 22 июня нового стиля посол Франции в Петербурге представил ноту исполняющему обязанности министра иностранных дел Салтыкову о том, что Франция считает себя в состоянии войны с Россией. И в этот же день Наполеон обратился к армии с обращением «Солдаты, вторая польская война началась». Из обращения Наполеона следовало, что Россия нарушала свои обязательства, и что Россию надо за это наказать, поставить на место, и что пора прекратить её пятидесятилетнее влияние на Европу.
Светенко: Там очень мало конкретики, и выглядит это как плохо скрытая агрессия.
| |