|
Синоптики говорят, что сильная продолжительная жара может закончиться сильными ливнями и ураганами. А если на вашем дачном участке или возле него стоит дерево, которое при сильном ветре угрожает оборвать провода или вообще упасть на крышу, спилить его просто так не получится. Надо получать много разрешительных документов, вызывать экспертов. Всё это - время и деньги. И если дерево всё же упало, кто за это должен ответить? Разбирается корреспондент радио «Вести ФМ» Ксения Крихели.
Крихели: О собственной безопасности дачники должны позаботиться самостоятельно. Если на участке или в лесу прямо возле него стоит дерево, которое вот-вот упадет, стоит подуть сильному ветру, - его, конечно, надо убирать. Сложность в том, что прежде, чем браться за пилу или вызывать специальных людей, придется побегать по разным инстанциям и получить разрешение на вырубку. Процедура по времени затратная. Да и разрешения вам, скорее всего, все равно никто не даст, говорит главный редактор газеты «6 соток» Андрей Туманов.
Туманов: Разрешение на вырубку деревьев получить практически невозможно. Если дерево не высохло, то какой же чиновник из Росприроднадзора или управления лесами даст добро? Они скажут: «Мы заботимся о природе, поэтому лес и деревья надо сохранять». Официально вам никто делать ничего не разрешит, но в принципе за деньги, которые вы протяните чиновнику, дерево срубить можно.
Крихели: Но вернемся в правовое поле. Даже если представить, что вам удастся вызвать специального эксперта, который сделает заключение, и вы всё-таки получите официальное разрешение на вырубку опасной сосны или осины на вашей собственной земле или рядом, то помогать вам никто не будет. В Управлении лесами Москвы и Московской области без обиняков сказали, что лесничества не имеют для этого необходимой техники.
Представитель Управления: Нет, мы не имеем специальную технику, у нас её никогда и не было. В лесничестве по месту жительства вам вряд ли помогут.
Крихели: Максимум, чем вам помогут местные лесные власти, - это дать адрес фирмы, которая приедет и всё вырубит. В среднем высокая сосна, липа и береза обойдутся в 20 тысяч рублей. «Самим спилить дерево гораздо дешевле» - такого принципа придерживается большинство владельцев загородной недвижимости, сетует Андрей туманов. Пилят, как правило, без всяких разрешений.
Туманов: Это распространенная практика, когда владельцы ночью, втихую спиливают, а утром узбеки всё это с участков вывозят. Теоретически на хозяина могут наехать из местной администрации: «Зачем дерево срубил?» Но владелец может сказать - не было здесь никакого дерева. А если оно было нанесено на кадастровый план, то от чиновников всегда можно откупиться. В этом смысле на дачных участках и всём, что их окружает, царит полная анархия.
Крихели: По-хорошему, конечно, районные лесничества должны отслеживать деревья, особенно те, которые представляют опасность, но на практике этого никто не делает. Да и отвечать за то, что дерево всё-таки свалилось вам на крышу дома, скорее всего, никто не будет, говорит юрист коллегии адвокатов Игорь Симонов. Тем более, если дерево росло у вас на участке.
Симонов: В местной администрации вам скажут, что земля в вашей собственности, вот вы и должны были отвечать за всё, что на ней происходит.
Крихели: Но ведь в то же время власти утверждают, что «земля ваша, а деревья наши». Значит, они за них и отвечают, в том числе и материально за причиненный этими деревьями ущерб. Адвокат Роман Сорокин полагает, что у владельца все-таки есть возможность получить компенсацию, тем более, если ранее он уже обращался в местные органы за разрешением спилить аварийное насаждение.
Сорокин: Отстоять свои права и истребовать материальный ущерб владелец земли в суде может, но только если, допустим, 5 числа он обратился в местное лесничество за получением разрешение на сруб дерева, ему не разрешили, а дерево всё-таки упало на крышу дома.
Крихели: Теоретически, свою правоту в суде дачник доказать, конечно, может, но вот прецедентов с выплатой компенсаций реально еще не было, отмечает Андрей Туманов.
Туманов: Мне неизвестно ни одного случая, чтобы кому-то хоть что-то компенсировали, в суде, как правило, такие дела надолго затягиваются и ни чем не заканчиваются.
Крихели: А пока дачники либо на свой страх и риск пилят опасные деревья на участке самостоятельно - чаще всего под покровом ночи, - либо боятся хлопот и живут рядом с покосившемся деревом - тоже на свой страх и риск. Возникает вопрос: на чей дом должно свалиться дерево, чтобы была, наконец, разработана четкая и простая схема действий в подобных случаях? В рамках правового поля, естественно.
| |