|
В Европе вокзалы уже давно не только место отправления из пункта А в пункт Б, но и центры досуга и торговли: сюда ходят на выставки, за покупками, назначают встречи друзьям в уютных ресторанчиках. В РЖД обещают, что вскоре и российские вокзалы будет не узнать. Причем, первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Криминал и «маленькие шанхайчики» будут изгнаны
В 1990-х годах инфраструктура московских вокзалов существенно расстроилась. Еще 5-7 лет назад на этих площадках был сконцентрирован криминал, на парковках и среди таксистов царил полный беспредел, а покупать продукты или напитки в киосках у вокзалов было попросту небезопасно для здоровья и даже для жизни.
В последние годы за наведение порядка на вокзалах и привокзальных территориях взялись активно и компания «Российские железные дороги», и региональные власти. В течение двух лет РЖД планирует завершить модернизацию и реконструкцию всех московских вокзалов. Пересадочные узлы должны стать многофункциональными комплексами, куда можно будет приехать не только за билетами, но и за едой, одеждой и развлечениями.
Криминалу и «маленьким "шанхайчикам"» на современных вокзалах - не место. Об этом, а также о том, как сочетать российскую специфику жизни и европейский опыт при реконструкции старых и строительстве новых вокзалов, шла речь на международной конференции. Она проходила в городе Мерано (провинция Больцано, Италия) уже во второй раз.
«Нам не надо создавать то, что уже не является современным. Нам нужны современные виды обслуживания, которые находятся, конечно, в руках крупных сетевых компаний»,- сказал президент компании РЖД Владимир Якунин. Впрочем, он не исключил и привлечения малого и среднего бизнеса. «Но сферы его вовлеченности в работу на вокзалах должны быть определены теми возможностями, которыми они располагают»,- отметил Якунин.
Однако основную ставку РЖД делает на крупные компании - на партнеров, которые отбирают по результатам открытых торгов. Прежде всего, это компании, которые обладают правами на использование широко известных международных брендов, пользующихся доверием потребителей, отметил глава РЖД.
На вокзал - на чашку кофе?
В настоящее время на вокзалах уже действует ряд сетевых проектов, которые реализуются совместно с компаниями-партнерами. Это платежные терминалы, аптеки, такси, салоны сотовой связи, киоски с книжной и журнальной продукцией. На вокзалах появился Wi-Fi, работают недорогие кафе, куда уже сейчас приходят пообедать не только пассажиры, но и работники соседних офисов. Еще одна проблема, которую сейчас активно решает РЖД, - обустройство привокзальных парковок.
Кроме того, на вокзалах планируется открывать офисы, которые можно будет арендовать даже на 1 час, а также мини-гостиницы, детские комнаты с интересными играми, Так, например, начальник Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов выдал секрет: в Японии он «подсмотрел» уникальную игру, которая будет интересна не только детям, но и взрослым. Возможно, вскоре она появится в детских комнатах на российских вокзалах.
В начале августа после модернизации мы сможем увидеть обновленный Казанский вокзал столицы, на территории которого откроются магазины известных фирм. А до конца года перед пассажирами предстанут обновленные Павелецкий, Ленинградский и Рижский вокзалы столицы.
В регионах тоже ведется работа по строительству новых и модернизации старых вокзалов. Так, в начале августа откроют для пассажиров современный комплекс «Казань-2» - его строят к Всемирной летней Универсиаде, которая пройдет в столице Татарстана в 2013 году. В сентябре пассажиры увидят обновленный вокзал во Владивостоке. А такого вокзала, который строят к Олимпиаде в Сочи, и вовсе, говорят железнодорожники, в России еще не было.
Разумеется, первоочередное внимание при модернизации вокзалов уделяется развитию систем безопасности, а также созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения.
В РЖД обещают, что цены не будут кусаться
Многие потенциальные пассажиры таких новшеств пугаются, ведь всем известно, что, например, в кафе столичных аэропортов цены настолько высоки, что для многих разорительно купить даже бутылку минералки, не говоря уже о том, чтобы полноценно пообедать. Не случится ли так, что аналогичная ситуация произойдет и на обновленных вокзалах?
Отвечая на этот вопрос, Сергей Абрамов пообещал: «Цена на все услуги на вокзалах должна быть не выше, чем в среднем по городу». По его словам, для того, чтобы продавцы не задирали цены, им будут предоставляться вокзальные площади на выгодных условиях. По словам Абрамова, с региональными властями также ведется совместная работа и переговоры о «минимизации коммерческой составляющей».
Вообще вся реконструкция и модернизация вокзалов России ведется не только на государственные средства, но и на средства частных инвесторов. «Финансирование осуществляется на принципах государственно-частного партнерства. При этом регионы берут на себя обязательства по подключению вокзалов к инженерным сетям и развитию прилегающей дорожно-уличной сети»,- отметил глава РЖД Владимир Якунин.
Применим ли к России опыт Италии?
Владимир Якунин признаётся: некоторые идеи модернизации российских вокзалов навеяны международными контактами, прежде всего, с европейскими странами. Причем, первое знакомство состоялось именно с опытом Итальянских железных дорог. При этом, как отметил глава РЖД, учитывая иностранный опыт, у нас есть шанс пройти скачкообразно то, что европейцы делали в течение долгих лет.
Действительно, в работе по модернизации вокзалов у нас немало общего, например, с итальянцами. У них, как и у нас, многие вокзалы - это памятники архитектуры, которые надо сохранять, но при этом ухитриться «начинить» их всеми современными технологиями.
«Мы не можем менять архитектуру вокзала, но на нас - сохранение и реконструкция зданий», - подчеркнул глава РЖД. Такая же цель стоит и перед итальянцами, у которых также несколько лет ведется модернизация вокзальных комплексов. Некоторые здания вокзалов, как и в России, - памятники архитектуры.
Вот, например, центральный вокзал Милана. Специалистам пришлось немало потрудиться, чтобы сделать для него современную «начинку», сохранив исторический стиль и фрагменты, которые многим наверняка покажутся неприемлемыми. Так, например, было решено в историческом зале оставить на полу мозаику в виде свастики - наследие фашистов. Объяснение было при этом такое: это - история и память. Даже если она «черная».
13 вокзалов страны, в том числе и центральный вокзал Милана, сдали в концессию на 40 лет частной фирме Grandi Stazioni. Расходы по реконструкции и модернизации она делит пополам с государством, и при этом имеет право сдавать в аренду вокзальные площади, зарабатывать в течение этих 40 лет, отбивая свои затраты. Однако через 40 лет компания должна вернуть вокзалы со всей их «начинкой» государству.
Как рассказал генеральный директор компании Grandi Stazioni Фабио Баттаджиа, сейчас только на вокзале Милана уже 100 торговых точек, и их число будет увеличено. Среди них - и так называемые брендовые магазины. В них периодически устраиваются распродажи, так что не только пассажиры, но и миланцы, и гости города приходят на вокзал специально за покупками.
Удивительный факт: глава Grandi Stazioni сообщил, что почти 50% посетителей вокзала в Милане - вовсе не пассажиры. Это - те, кому ехать никуда не надо: они приходят сюда либо за покупками, либо посидеть в кафе, либо на выставки или концерты. Кроме того, тут есть мини-гостиницы, офисы, зарабатывает компания и на предоставлении здания и территории для телевизионных съемок на коммерческой основе.
Что говорить о центральном вокзале в Милане, если даже на вокзале в крохотном Мерано организована выставка ретро-автомобилей, посмотреть на которые приходят и горожане, и гости города.
«Вокзал - это место, через которое проходит самая активная часть общества: бизнесмены, туристы, студенты», - говорит Фабио Баттаджиа. Он признается, что в перспективе количество торговых точек на 13 вокзалах Италии будет увеличено до 800. Кроме того, компания намерена заключить договоры как минимум с 300 крупными рекламодателями, что также принесет средства в копилку Grandi Stazioni.
Рассказывают итальянцы и о других способах отбить средства, которые уже вложены и далее будут вкладываться в реконструкцию и модернизацию вокзалов Италии. А вложено будет только до 2013 года около 900 млн евро.
В РЖД этот опыт активно изучают, многое уже взяли на заметку. Так что, возможно, прилагательное «привокзальный» как синоним чего-то дешевого и даже грязного вскоре уйдет из сознания жителей России окончательно. Но вот вопрос: сколько времени потребуется на то, чтобы мы приезжали на вокзалы не только для того, чтобы уехать из пункта А в пункт Б?
Новое - хорошо забытое старое
А ведь когда-то, еще до революции 1917 года, вокзалы Российской империи, действительно, были центрами если не торговой, то культурной жизни. Знаменитые люди того времени в своих мемуарах вспоминают блистательные концерты и балы, которые устраивали, например, на вокзале в Павловске, что под Санкт-Петербургом.
В мае 1838 года на участке Санкт-Петербург - Павловск было открыто движение поездов. И тогда же строитель первых железных дорог в Чехии, Австрии и России Франц фон Герстнер с целью привлечения публики предложил устройство на конечном пункте дороги здания вокзала «для пристанища и удовольствия публики».
В докладной записке «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск» он, в частности, написал: «На конце дороги устраивается новое Тиволи, прекрасный воксал: он летом и зимою будет служить сборным местом для столичных жителей; игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого».
| |