|
Мосгорсуд сегодня оставил под стражей участниц панк-молебна в храме Христа Спасителя, хотя накануне один из адвокатов обвиняемых сообщил о возможной сенсации.
Проанонсированная накануне защитой участниц Pussy Riot «сенсация» не случилась. Мосгорсуд сегодня оставил под стражей Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич. Освобождению не помогло и ходатайство общественных деятелей, высказавших желание стать их поручителями
Интерес к судьбе обвиняемых в хулиганстве в храме Христа Спасителя накануне подогрела запись одного из адвокатов обвиняемых в Тwitter. Защитник Марии Алехиной Николай Полозов написал: «Завтра после заседания в Мосгорсуде вас ожидает сенсация». После этого юрист со ссылкой на «надежный источник» пояснил ряду СМИ, что речь идет о возможном освобождении участниц панк-молебна.
В Мосгорсуде адвокаты пытались добиться отмены решения Таганского суда, который 20 июня продлил обвиняемым срок содержания под стражей до 24 июля. Заседание в суде второй инстанции вновь собрало как сторонников, так и противников арестованных. Впрочем, такого ажиотажа, как у Таганского суда, не наблюдалось. К Мосгорсуду приехало от силы человек 20. Среди них затерялись и пятеро одиночных пикетчиков. Их мнения разнилось - одни выступали за самое суровое наказание для обвиняемых, другие требовали их немедленного освобождения.
Смертная казнь или освобождение
Мужчина, назвавшийся Леонидом, цитировал Ветхий Завет и требовал «смертную казнь за богохульство». «Каким судом судите, таким будете судимы», - отвечала ему девушка, державшая плакат с выдержками из Евангелия от Матфея. Еще один сторонник участниц Pussy Riot назвался участником акции «Оккупай суд». Он был занят сбором подписей в поддержку арестованных и предлагал расписаться всем желающим на большом оранжевом зонте.
Из известных лиц поддержать участниц панк-группы приехали режиссер Владимир Мирзоев, предприниматель Александр Лебедев и главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов.
Напомним, инцидент произошел 21 февраля этого года. Тогда пять участниц группы, надев маски, устроили в храме Христа Спасителя так называемый панк-молебен", запечатлели его на видео и впоследствии смонтировали из этих материалов клип. Многие верующие восприняли действо как богохульство. В обществе развернулась непрекращающаяся дискуссия.
В марте были задержаны и арестованы три участницы панк-молебна: студентка пятого курса философского факультета МГУ Надежда Толоконникова, учащаяся четвертого курса Института журналистики и литературного творчества Мария Алехина и выпускница МЭИ Екатерина Самуцевич. Следственное управления УВД по Центральному округу столицы предъявило им обвинение по части 2-й статьи 213 УК (хулиганство, совершенное в составе организованной группы), предусматривающее наказание от штрафа до 7 лет колонии.
Следствие заняло четыре месяца и было закончено 4 июля. В течение месяца обвиняемые и их адвокаты знакомились с материалами дела, пока 4 июля Таганский суд Москвы не обязал их закончить процедуру до 9 июля. В ответ обвиняемые объявили о начале голодовки.
Исторические сравнения
В слушании в Мосгорсуде они участвовали с помощью телеконференцсвязи, установленной между СИЗО и судом.
Первой на экране монитора появилась Надежда Толоконникова. Она заранее извинилась за неточности, которые может допустить в своем выступлении. «Я шестой день голодаю, испытываю сильные головные боли. Применение же болеутоляющих приведет к инвалидности», - объяснила она.
Обвиняемая просила судей выпустить ее из СИЗО, «хотя бы для того, чтобы завершить ознакомление с материалами дела» и подготовится к процессу, так как в нынешнем состоянии она не может ничего читать. Толоконникова заверила, что не собирается скрываться и препятствовать разбирательству.
«Мы не были пойманы на том, что кидали в кого-то камнями. Наши действия не волею судеб были квалифицированы по части 2-й статьи 213 УК», - сказала Толоконникова.
Она в очередной раз назвала дело участниц Pussy Riot «политически ангажированными», утверждая, что их действия не были общественно опасными. «Я являюсь деятелем культуры, я делаю ровно то, что делали до меня», - уверяла Толоконникова. Она отметила, что деятели абстракционизма «изображали православные храмы в своей манере» и теперь их полотна хранятся в Третьяковской галерее. После этого арестованная вспомнила про то, как сожгли за свои идеи на костре Джордано Бруно и как «обрекли на пожизненный домашний арест» Галилео Галилея. «Такого не должно быть, мы не должны быть арестованы. Это приняло какие-то фантасмагорические черты», - возмущалась Толоконникова. Она заметила, что несколько лет назад «нашисты» на Селигере делали постановку, во время которой «сажали на кол» муляжи голов видных либеральных деятелей. Однако в отношении них не возбудили уголовного дела. В конце Толоконникова добавила, что испытывает «большие страдания» от разлуки с 4-летеней дочерью.
Поручительство 53-х Адвокат обвиняемой Марк Фейгин отметил, что предварительное следствие по делу завершено, и Толоконникова никак не может повлиять на расследование, оказав давление на свидетелей. «Любая альтернативная мера пресечения, будь то личное поручительство, домашний арест, залог или подписка о невыезде, устроит сторону защиты», - сказал он.
Защитник передал судьям ходатайство об освобождении обвиняемых под личное поручительство от 53-х общественны деятелей. За выход обвиняемой из СИЗО ратовали актриса Чулпан Хаматова, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, банкир Александр Лебедев, писательница Людмила Улицкая, оппозиционер Илья Яшин, фигурист Евгений Плющенко и многие другие.
«И что, все 53 согласны? - удивилась председательствующая в "тройке" судей Галина Строева. - А как мы узнаем, разъяснены ли им права и понимают ли они свою обязанность и ответственность?».
Выяснилось, что из 53-х поручителей в суд явились только семеро. У каждого принялись выяснять, подтверждает ли он свою просьбу. Присутствующие ответили утвердительно.
«Поддерживаю. Но как-то пока без особого успеха», - с иронией заметил глава «Национальной резервной корпорации» Александр Лебедев.
А Дмитрий Муратов сообщил, что готов предоставить девушкам рабочие места. Главред «Новой газеты» заявил, что считает несоразмерным избранную обвиняемым меру пресечения, и привел случай, когда один из обвиняемых в пособничестве банде Цапка, которая совершила убийство 12 человек в станице Кущевская, был отпущен под домашний арест.
В итоге, судьи приобщили к материалам дела только личные поручительства приехавших суд, указав, что ходатайства остальных не были заверены надлежащим образом.
Прокурор выступил против освобождения обвиняемой. Он отметил, что наличие малолетнего ребенка у Толоконниковой не является основания для отмены избранной ей меры пресечения, а в представленных материалах нет данных и о том, что Толоконникова не может находится под стражей. «Оснований изменения меры пресечения не имеется», - подытожил представитель прокуратуры.
«Поставьте себя на место иерарха»
Пока ждали решения, в коридорах суда шла дискуссия. Так, Александр Лебедев высказался за то, что общество должно активнее выступать за освобождение участниц Pussy Riot. Он заявил, что собранные в Интернете свыше 50 тысяч подписей за освобождение арестованных - этого мало. «В какой-нибудь 20 миллионной стране в Европе уже бы 2 млн подписей собрали», - заметил он. По его мнению, чем общаться «ВКонтакте» и обмениваться «бессмысленной информацией», людям следовало бы объединится для сбора подписей.
В то же время бизнесмен признался, что не одобряет выбор места проведения девушками акции. «Можно было бы найти другую форму политического протеста», - сказал он BFM.ru. Лебедев считает уголовное дело «надуманным» и полагает, что административного наказания было бы достаточно.
Комментируя размещенное накануне в Twitter письмо патриарху от священника, кинорежиссера и актера Ивана Охлобыстина, предприниматель заявил BFM.ru: «Поставьте себя на место иерарха, он не сможет пропустить, что там [в песне] был политический подтекст». Бизнесмен констатировал, что православная церковь понимает, что панк-молебен не мог не повлечь недовольство политической власти, а церковь этого не может не учитывать.
Напомним, что в письме патриарху Кириллу Иван Охлобыстин предложил освободить участниц группы Pussy Riot. Он указал, что, с каждым днем их пребывания в заключении Русская православная церковь теряет поддержку нескольких десятков христиан в возрасте от 16 до 60 лет.
Решение за 15 минут
Чтобы принять решение, судьям потребовалось не более 15 минут. Они сочли продление срока ареста Толоконниковой законным. После этого стало понятно, что судьба остальных обвиняемых предрешена. Спустя некоторое время суд вынес аналогичные решения в отношения и Марии Алехиной, и Екатерины Самуцевич.
Адвокат последней Виолетта Волкова упрекнула судей и прокурора в предвзятом отношении к делу и заявила им отвод. Однако это не помогло - он не был принят.
По закону, защита может обжаловать принятые решения в порядке надзора в президиуме Мосгорсуда. Однако адвокаты признались, что особенно не рассчитывают на это, и уповают главным образом на Европейский суд по правам человека, который уже принял их жалобу на арест и продление срока содержания фигуранток.
Защитники объявили, что сегодня официально завершили ознакомление с делом, исполнив постановление Таганского суда. В ближайшие 10 дней обвинительное заключение утвердит прокурор, после чего дело направят на рассмотрение в суд. Скорее всего, это будет Хамовнический суд Москвы, куда дело «уйдет» до конца июля. В ходе предварительных слушаний вопрос о мере пресечения может быть поднят вновь.
| |