|
Население Краснодарского края не было в полной мере оповещено об угрозе наводнения, поскольку система оповещения не сработала, заявил глава МЧС Владимир Пучков. Эксперты рассказали, по какой схеме работает система оповещения населения в России и как другие страны предупреждают своих граждан о грядущих природных ЧС.
«По предварительной оценке, оповещение населения было организовано, но, к сожалению, комплексной работы проведено не было. Со стороны руководителей на местах и отдельных служб были допущены ошибки», - сказал глава МЧС Владимир Пучков на селекторном совещании, отвечая на вопрос вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, почему жители Кубани не были оповещены наводнении.
Первый заместитель начальник ГУ МЧС ПФ по КБР (Кабардино-Балкарской республике) Михаил Надеждин рассказал газета ВЗГЛЯД, как должна работать система оповещения при ЧС, в частности, при угрозе наводнения.
По его словам, по всей сети рек расположены специальные гидрометеопосты, которые замеряют уровень воды (в частности, на территории республики 13 таких постов). Для каждой реки имеется свой неблагоприятный уровень поднятия воды и опасный уровень поднятия воды. «Например, по реке Терек неблагоприятная отметка - это поднятие воды до 3 метров 20 см (примерно). Если глубина реки достигнет такой отметки, это значит, что она может подмывать мосты, размывать дамбы, то есть нанести какой-то вред, но не опасный. Если уровень воды перевалил уровень 3 метра 20 см и стремится к 3 метрам 80 см (примерно), то прогнозируется уже опасный уровень воды. Это значит, что поток воды в реке уже может перевалить через дамбу и размыть ее, затопить поля и населенные пункты», - поясняет Надеждин.
Система действий при возникновении угрозы подтопления или наводнения такая. Если метепосты наблюдает слишком динамичное поднятие уровня воды в реке (к примеру, 5 см в час), то специалисты переходят на режим снятие барьеров один раз в три часа (в обычное время уровень воды измеряется 2 раза в сутки). Гидрометеоцентр звонит в Северокавказское управление МЧС и передает информацию о штурмовом предупреждении. Далее информация поступает в главное управление ГУ МЧС РФ по КБР, рассказывает Надеждин.
«Если прогнозируется, что уровень воды в реке может достичь неблагоприятного уровня, значит, мы даем по районам штормовое предупреждение - в виде текстового документа или речевого сообщения в единые диспетчерские службы, которые находятся в каждом районе республики. Диспетчерские службы в свою очередь оповещают глав администрации, местные муниципалитеты, сельские поселения и т.д», - продолжает Надеждин. При этом, по его словам, имеется норматив, что на прохождение информации в каждом из звеньев должно быть потрачено не более 5 минут.
«К нам пришло недавно новое указание - все диспетчерские службы включаем в режим видеоконференцсвязи. Если поступает угроза подтопления, мы включаем такой режим и всем одновременно рассказываем об угрозе», - говорит эксперт.
Когда уровень воды прогнозируется до опасного, тогда принимается решение о включении территориальной автоматизированной централизованной системы оповещения. «В зависимости от технической оснащенности каждого субъекта федерации, используются разные системы оповещения. В нашей республике поставили систему оповещения на базе аппаратуры 166. Это последнее слово техники. Аппаратура позволяет перехватывать три федеральных канала и три FM-радиостанции, в частности, сигнал "Европа-плюс", "Авто-радио" и "Русское радио". Наш дежурный с помощью специального оборудования и компьютера может в любое время вклиниться в вещание и передать экстренную речевую и текстовую информацию», - рассказывает Надеждин.
«Есть постановление правительства республики, которое определяет, что инициатором включения территориальной автоматизированной централизованной системы оповещения является главное управление МЧС по КБР, но решение о ее применении принимает комиссия по ЧС. В каждом субъекте может быть установлено по-разному», - добавляет эксперт.
На территории России в настоящее время функционируют одна федеральная, семь межрегиональных (в границах федеральных округов), 83 региональных (в границах субъектов РФ) централизованных автоматизированных системы оповещения, а также местные (в границах муниципальных образований) и локальные (в районах размещения потенциально опасных объектов).
«Если ЧС развивается с часу ночи до 8 утра, то эта система оповещения через телевидение и радио не эффективна. Именно поэтому мы сообщает о грозящей опасности в единые диспетчерские службы, которые имеются в каждом районе. Они оповещают об угрозе руководство района, населенных пунктов, а те в свою очередь оповещают население в ручном режиме в зависимости от своих технических возможностей - с помощью дворового обхода, по громкоговорителю. Они могут использовать автомобили с громкоговорящей связью - полицейские машины и кареты скорой помощи. В селах же обычно две-три улицы, одна машина за 10 минут объедет всех. В городах также включаются сирены для оповещения, правда, ночью они также могут быть неэффективны», - рассказывает Михаил Надеждин.
По его словам, в России существует также и система SMS-оповещения населения, однако в Северокавказском федеральном округе с этим появились проблемы: вся аппаратура сотовых операторов, с помощью которой они способны оповестить население через SMS об угрозе стихийного бедствия, находится на территории Южного федерального округа. «Поэтому нам в КБР приходится решать вопрос с SMS-оповещением издалека, через Южный федеральный округ. Требуется дополнительное время для преодоления технического момента», - замечает Надеждин.
«Главы администрации знают о возможности ЧС еще до того, как уровень реки достиг неблагоприятной отметки. Мы их проинформируем о том, что река поднимается. За сколько оповещаются главы администрации зависит от природы, как быстро повышается вода в реке. Но обычно они оповещаются как минимум за один-два часа до ЧС», - отмечает сотрудник главного управления МЧС по КБР.
Михаил Надеждин указывает на проблему нехватки финансирования для установки новых систем оповещения, в том числе более современных автоматизированных систем оповещения. «У каждого субъекта свои финансовые возможности: чтобы оповестить все население за 5 минут надо иметь средства для организации такой системы оповещения», - говорит он. К примеру, в КБР действует целевая республиканская программа. «Сейчас на более современную систему оповещения перешел полностью Нальчик, а всю республику перевести на эту систему планируем к 2014 году. На это потребуется порядка 120 млн рублей. Но республика маленькая - всего 13 районов. В Краснодарском крае, думаю, это выльется более чем в 1,5 млрд рублей. Но автоматизированная система оповещения более старого образца у них, скорее всего, имеется», - говорит Надеждин.
Системы оповещения почти в 40% субъектов РФ, предназначенные для информирования населения при СЧ природного и техногенного характера, не в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям и потому ограниченно готовы к работе, сообщил РИА Новости в понедельник представитель МЧС России. «Органы исполнительной власти обеспечили готовность систем оповещения к использованию по предназначению только в 50 субъектах РФ (60,2%), ограниченно готовы системы оповещения в 33 субъектах (39,8%)», - сказал собеседник агентства.
С 2009 года готовность к работе региональных систем оповещения снизилась, по сравнению с 2011 годом, на 8,5%. В основном, технические средства выработали установленные сроки эксплуатации и уже не обеспечивают надежный прием и передачу сигналов, указывает он. «Большой проблемой остается низкий охват сельского населения сетью электросирен, не позволяющий своевременно привлечь внимание к электронным средствам массовой информации для прослушивания сообщения оповещения», - добавил собеседник.
| |