|
На днях президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Нам предстоит вести работу в условиях крайне неблагоприятных, когда тон будет задавать возможная вторая волна мирового кризиса».
Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы - для РИА Новости Кризис, который на этот раз идет из Европы, наверняка затронет и страны Содружества. Выступая на совещании послов и постпредов России 9 июля, Владимир Путин заявил: «Пока не просматривается надежность вариантов преодоления мирового экономического кризиса, более того, перспективы становятся все более и более тревожными, долговые неурядицы Еврозоны и ее сползание в рецессию - лишь верхушка айсберга из нерешенных структурных проблем».
Какова же ситуация у ближайших соседей России в период, когда, по мнению Путина, наблюдаются «эрозии лидерства традиционных экономических локомотивов, таких как США, ЕС и Япония»? Что собираются делать в столь тревожный момент партнеры России по Таможенному союзу - Единому экономическому пространству (ЕЭП)?
Казахстан
На днях президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Нам предстоит вести работу в условиях крайне неблагоприятных, когда тон будет задавать возможная вторая волна мирового кризиса».
Республика переживает самое глубокое за последние полтора года сокращение экспортной выручки, связанное со снижением цен на нефть.
Казахстан уже сталкивался с негативными последствиями падения цен на нефть в 2009 году - тогда девальвация казахстанского тенге составила около 25 процентов, резко выросли цены на импортные товары. Чтобы избежать повторения подобного сюжета, Назарбаев дал указание правительству и Национальному банку начать подготовку антикризисной стратегии.
Наработки у правительства Казахстана уже имелись: были подготовлены сценарии макроэкономического развития при цене нефти в $40, $90 и $100 за баррель. При формировании бюджета республики на 2012 год была установлена среднегодовая цена на нефть на уровне $90 за баррель, а допустимым уровнем для бюджета называется цифра в $70-80.
Для сравнения: бюджет России сначала рассчитывался из цены барреля смеси Brent в $100, потом расчетная цена в мае была поднята до $115.
Но у Казахстана есть и много минусов по сравнению с ситуацией в России: страна в значительно большей степени зависит от поставок импортных товаров, прежде всего китайских. Девальвация тенге может привести к резкому подорожанию потребительской корзины для жителей Казахстана.
Выходов не так уж много - либо развивать собственное производство, что достаточно долгий процесс, либо радикально увеличивать импорт из России и Белоруссии - членов Единого экономического пространства.
Белоруссия
Белоруссия столкнулась с серьезными кризисными явлениями много раньше России и Казахстана.
Валютный кризис здесь стал развиваться начиная с марта 2011 года. Как результат - резкая девальвация белорусского рубля с уровня 3100 белорусских рублей за доллар до 8200-8300. И все же надо отметить, что Минск сумел воспользоваться всеми позитивными последствиями резкой девальвации белорусского рубля: за счет снижения цены, выраженной в долларах или евро, экспорт в Россию в 2011 году вырос почти на 70%.
Казалось бы, начавшееся падение цен на углеводороды должно дать серьезный стимул для развития экономики Белоруссии: на энергоресурсы приходится половина промежуточного экспорта страны ($16-17 млрд в расчете на 2012 год).
Но, по словам белорусского премьера Михаила Мясниковича, «цены на энергоносители выросли в разы, а энергопотребление снизилось только на проценты. Только цена на газ выросла за последние годы в 6 раз, а неэффективные технологии продолжают работать».
При этом российская нефть и газ будут обходиться дешевле для белорусского производителя, экономия может составить до $1,7-1,8 млрд - цифра очень значительная для экономики Белоруссии.
Но не так все просто: недавнее достаточно серьезное ослабление российского рубля во многом свело на нет основное конкурентное преимущество белорусских товаров. Дальнейшее падение нефтегазовых доходов в России будет давить и на белорусский экспорт: Россия будет покупать меньше МАЗов, белорусских холодильников, тракторов, обуви, льняных изделий и молочных продуктов.
В январе-марте 2012 сложилось положительное сальдо внешней торговли Белоруссии в размере 715,7 млн долларов. Сохранить профицит во внешней торговле - сверхзадача нынешней белорусской экономической политики. Но эту задачу будет выполнить особенно сложно на фоне нарастания кризисных тенденций в Евросоюзе. Ведь Брюссель - второй после Москвы внешнеторговый партнер Минска.
Украина
Чемпионат Европы по футболу и серьезный валютный приток от туристов на время отвлек украинское общество от мыслей о новой атаке кризиса.
Но экономические данные не внушают оптимизма. Уже несколько месяцев кряду происходит снижение цен на основной экспортный товар Украины - металл.
Металлургические компании по всему миру пытаются найти «дно» рынка, чтобы остановить спад, продолжающийся уже больше двух месяцев, и, наконец, стабилизировать цены. Однако пока это удается далеко не всем.
И хотя курс гривны сейчас держится на одной и той же отметке, золотовалютные резервы Украины неумолимо сокращаются. Цифры говорят сами за себя: ЗВР Украины на 1 июня 2012 года составили $30,757 млрд, что на $902,63 млн (2,9%) меньше, чем на конец апреля 2012, тогда как в августе 2011 года ЗВР Украины составляли $38,2 млрд.
Скорее всего, в ближайшие месяцы стоит ожидать серьезного ослабления украинской валюты.
Но это не все проблемы, которые подстерегают украинскую экономику.
Основная проблема Украины состоит в том, что она оказалась в «серой зоне» между Евросоюзом и Единым экономическим пространством.
Даже столь ожидаемое Киевом соглашение об ассоциации с ЕС не решит вопрос гарантированного доступа украинской продукции на европейские рынки. Европейцы в любой момент могут остановить прием на свои рынки тех или иных украинских товаров под предлогом несоответствия установленным ими нормам и стандартам. В период кризиса и расцвета протекционизма вопрос о введении защитных мер ЕС - лишь вопрос времени.
Киев надеется увеличить свой экспорт в страны СНГ, прежде всего, в Россию. Но при этом страна воздерживается от реальных шагов по вхождению в евразийские интеграционные структуры. Предложенная Украиной некая формула «3 плюс 1» не может устроить участников Таможенной тройки.
Не исключено также, что ЕЭП по мере усиления кризиса предпримет дополнительные меры по защите своего рынка от украинской продукции.
Экономики СНГ, объединяйтесь!
Кризис не только подвергает проверке существующие экономические системы, но и открывает новые возможности.
«Мировой финансовый кризис стал в значительной степени повивальной бабкой наших с Казахстаном и Белоруссией интеграционных процессов», - заявила министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая.
Если следовать этой логике, первый этап мирового кризиса запустил Таможенный союз, второй этап приведет к началу реально работающего Единого экономического пространства.
С начала 2012 года складывалось впечатление, что процесс создания ЕЭП начал тормозиться, несмотря на многочисленные оптимистические заявления официальных лиц.
Кризис, при всех его минусах, выступает как катализатор интеграционных процессов.
Россия и Белоруссия стали создавать несколько совместных холдингов в машиностроительной отрасли. Так, Минск предложил включить российский «Ростсельмаш» в состав белорусского «Гомсельмаша». Также в рамках Единого экономического пространства могут быть объединены активы ГАЗа и МЗКТ (Минский завод колесных тягачей). К слову, знаменитые российские ракетные комплексы «Тополь» используют в качестве шасси продукцию МЗКТ. Интеграция активов позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции и увеличить производство машиностроительной продукции. Генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин заявил, что минимальный оборот холдинга с МАЗом может составить до семи миллиардов евро.
Уже стало экономической аксиомой, что кризисы наиболее успешно преодолевают рынки, где количество потребителей составляют от 250 млн человек. Примеров достаточно: рост экономик Китая и Индии в период мирового кризиса, желание Германии сохранить Общий рынок в Европе, несмотря на огромные финансовые затраты немецкого бюджета.
Вторая волна мирового кризиса может реально подтолкнуть Украину к присоединению к Таможенному союзу и к ЕЭП.
Будет очень обидно, если и на этот раз страны СНГ не смогут воспользоваться возможностями, которые открываются им даже в неблагоприятные периоды.
| |