|
Финансовая ситуация в еврозоне не пугает российских заемщиков. Банкиры утверждают, что нестабильность за границей не скажется на объемах кредитования населения. Эксперты называют это мнение чрезмерно оптимистичным.
Розничный сектор в ближайшие десять лет будет давать 50% от глобального дохода всех финансовых организаций мира. В Восточной Европе в 2010-2020 годах рост доходов банков составит 12% в год после формирования резервов на потери по ссудам. Об этом со ссылкой на данные компании McKinswy&Co заявил председатель правления банка «Хоум Кредит» Иван Свитек.
Старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин называет прогноз роста банковских доходов на 12% в год умеренно консервативным. По его мнению, ситуация в будущем вряд ли будет напоминать кризис 2008 года, скорее, процесс будет развиваться плавно и инерционно, то есть периоды оптимизма и пессимизма будут чередоваться при умеренной динамике рынков и экономики в целом.
Кроме того, точка зрения McKinswy&Co на Россию и Восточную Европу неизменна с начала 2000 годов, и это клише консультанты компании повторяют из года в год, не особенно задумываясь о его смысле, отмечает Максим Васин. В Восточной Европе очень много стран с совершенно разной экономикой, и абсолютно неприемлемо равнять их под одну гребенку, скажем, Эстонию и Белоруссию, или Чехию и Россию. В Восточной Европе проникновение банковских услуг и кредитных продуктов в среднем ниже, чем в Западной Европе и в США. Но это совершенно не означает, что страны восточной части обязательно сравняются с развитыми государствами по данным показателям. «У всех стран разные модели развития, разные потребительские предпочтения населения, разная культура и различное отношение к жизни в долг», - пояснил Васин.
Несмотря на отнюдь не оптимистичные прогнозы финансовых аналитиков на перспективы развития мировой экономики и, как следствие, кредитования, Иван Свитек полагает, что Россию не затронет новый финансовый кризис или его вторая волна, так как с точки зрения макроэкономических параметров наша страна сейчас выглядит совсем не хуже, чем в середине 2009 года. То есть через год после кризиса осени 2008 года. Так, безработица снижается, инфляция падает, а соотношение рубля к доллару находится на том же уровне, что и в середине 2009 года - 33,5 рубля за доллар.
К вопросу инфляции: с 1 июля в России официально вступили в силу новые тарифы на услуги ЖКХ, акцизы на топливо, алкоголь и сигареты. Рост тарифов произошел в «удобное» время: в период отпусков. Эксперты не исключают, что цены в итоге возьмут свое в сжатые сроки.
Немного беспокоит тех, кто инвестирует в Россию и развивает в ней бизнес, отток капитала из страны, считает Иван Свитек. Так, за первый квартал 2012 года из России ушло 33,9 млрд долларов, но такие суммы были связаны с опасениями в перед выборами в России. Сейчас этот отток уже пошел на убыль - так, во втором квартале этого года из страны ушло лишь 9,5 млрд долларов. «Это дает основание надеяться на то, что в России все будет хорошо», - считает Свитек.
В конце мая первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев признал: «Мы уже имеем чистый отток капитала в 42 млрд долларов. Даже если будет приток капитала в ближайшем будущем, результат по году будет отрицательным».
К сожалению, считать Россию неким островком благополучия вряд ли правильно, отмечает начальник отдела продаж инвестиционных продуктов банка «Стройкредит» Сергей Александров. Несомненно, интерес к инвестициям в российские активы будет сохраняться и, вероятно, даже расти, поэтому отток капитала можно не считать серьезной угрозой. Речь идет, скорее, о естественных колебаниях спекулятивного капитала, который, в отличие от инвестиционного, склонен к быстрым и не всегда взвешенным решениям, добавляет он.
Положительно скажется на экономике России и вступление страны в ВТО, уверен глава «Хоум Кредита». В итоге, все перечисленные факторы положительно скажутся на потребительских настроениях населения, и кредитный розничный портфель банков будет стабильно расти. В качестве иллюстрации своих слов Иван Свитек приводит данные роста портфеля кредитов физическим лицам с января 2011 года - к сегодняшнему дню он вырос на 55,8%, а объем вкладов - на 27,4%.
Правда, еще в конце апреля этого года аналитики Bank of America Merrill Lynch сообщили, что просрочка в российских банках увеличилась с 4,8% до 5%.
Причиной для ухудшения качества портфеля розничных ссуд и снижения динамики роста кредитования в российской экономике может стать резкое изменение макроэкономической конъюнктуры, начало стагнации в экономике, а это, в свою очередь может быть обусловлено снижением цен на нефть, полагает Максим Васин. Обострение европейского долгового кризиса способно повлиять на всю мировую экономику, и на российскую в том числе, что перевесит положительный эффект от, например, вступления в ВТО.
Спад в обрабатывающей промышленности России после вступления в ВТО достаточно предсказуем, и на фоне проблем в мировой экономике, которые могут вызвать замедление роста или даже спад экспорта, наша страна может столкнуться с торговым и бюджетным дефицитом. А это приведет к ослаблению рубля, что ударит по банковскому кредитованию, считает аналитик.
Серьезным фактором, способным испортить картину, описанную Иваном Свитеком, является возможное падение темпов мирового производства, соглашается с Васиным Сергей Александров. Это, безусловно, может, ухудшить объемы экспортируемого Россией углеводородного сырья и его производных, а в результате последует ускорение инфляции, что зачастую сопровождается ухудшением кредитного качества заемщиков со всеми вытекающими из этого последствиями для кредиторов, продолжает специалист.
«Думаю, в процессе кризиса этого вряд ли удастся избежать, хотя масштабы данных неприятных явлений могут варьироваться от едва заметных до весьма серьезных. Если не будет каких-то резких катаклизмов, текущая ситуация настраивает на более легкий вариант развития событий», - считает Александров.
Максим Васин также отмечает, что данные, алогичные тем, что привел Иван Свитек, часто даются не как прогноз, а как «стратегия». То есть они призваны, с одной стороны, позиционировать банк на рынке как агрессивно развивающийся институт, а с другой - обосновать амбиции его менеджмента для материнской структуры или акционеров.
| |