|
Бишкек /Кабар/. Правительство Кыргызстана выносит на общественное обсуждение проекты законов «О контроле за расходами граждан КР» и «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты КР».
Как сообщается в справке-обосновании к проекту закона, в Кыргызстане с 2005 года государственные и муниципальные служащие представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих близких родственников.
Само по себе представление таких сведений является действенной мерой профилактики коррупционного поведения. Однако полностью антикоррупционный потенциал этой меры может раскрыться лишь при установлении контроля над расходами граждан. Предполагается, что контроль за расходами будет осуществляться не только в отношении госслужащих, но и всех остальных граждан республики, что позволит отслеживать соответствие крупных расходов граждан Кыргызстана его доходам.
Контролю за расходами будут подлежать физические лица, совершающие разовую сделку по приобретению имущества на сумму 1 миллион сомов и выше, или совершившие две и более сделок по приобретению имущества в течение года на сумму 2 миллиона сомов и выше.
При совершении таких сделок граждане обязаны направить соответствующую декларацию в налоговые органы КР. Контроль расходы будут должностные лица налоговых органов посредством получения информации от субъектов контроля за расходами, а также информации от компетентных государственных органов, осуществляющих регистрацию движимого и недвижимого имущества, сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество.
Проектом закона предусмотрены обязанности как субъектов контроля за расходами, так и госорганов, вовлеченных в данный процесс. За неисполнение данных обязанностей предусматривается привлечение к административной, уголовной и материальной ответственности государственных органов и физических лиц. Предлагается привлекать к административной ответственности сотрудников государственных органов, которые не уведомили граждан об их обязанности по своевременному предоставлению в налоговый орган специальной декларации. Кроме того, административная ответственность предусмотрена за непредставление государственным органом или уполномоченным лицом соответствующей информации, а равно предоставление недостоверной и неполной информации. Административной ответственности будут подлежать граждане Кыргызстана не представившие в налоговый орган специальную декларацию в 30-дневный срок. В случае непредставления гражданами в уполномоченный госорган специальной декларации, по истечении 30 календарных дней после наложения административного взыскания предполагается привлечение его к уголовной ответственности.
При этом в случае предоставления субъектом контроля за расходами специальной декларации и выплаты 15% от стоимости совершенной сделки, по которой он должен был предоставить специальную декларацию, уголовное дело подлежит прекращению на любой стадии уголовного процесса.
Кроме того, предусматривается, что в случае если гражданин совершил сделку по приобретению имущества на сумму, превышающую сумму доходов, указанную в единой налоговой декларации за предыдущий налоговый период, уполномоченный государственный орган обязан затребовать у субъекта контроля за расходами информацию, подтверждающую законность происхождения его доходов.
В случае непредставления субъектом контроля за расходами информации, подтверждающей законность происхождения его доходов или в случае, когда он не может обосновать законность происхождения своих доходов, налоговый орган в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Кыргызстана, обращается с заявлением в суд об обращении в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений об их приобретении на законные доходы. Если подтверждаются сведения о законности лишь части доходов, в доход государства обращается только имущество (часть имущества или его стоимость), расходы на которое субъект контроля за расходами не смог обосновать.
По результатам проведенного анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что нормы вышеназванных законопроектов не противоречат действующим нормативным правовым актам.
Проекты законов для прохождения процедуры общественного обсуждения размещены на сайте нормотворческого органа. Принятие законопроектов не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.
| |