|
Скандальный документальный фильм об арт-группе «Война» выйдет на этой неделе в прокат, хотя прокатное удостоверение получил в последний момент и с немалым трудом.
Картину Андрея Грязева «Завтра» уже посмотрел и оценил обозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.
Начиналось все мирно, даже, можно сказать, безобидно. Арт-группа «Война» потихоньку занималась своим «прогрессивным террором», ее участники в тюрьме отсидели, но и государственную премию «Инновация» за известный орган, изображенный на Литейном мосту, тоже получили, хоть от нее демонстративно и отказались, как положено истинным «партизанам». А их партизанскую деятельность документировал молодой документалист Андрей Грязев, получивший от «Войны» любовную кличку «Гном».
В прошлом фигурист, да и сейчас тренер по фигурному катанию, он ударился в неигровое кино сравнительно недавно, но две его картины - «Саня и Воробей» и «День шахтера» - собрали разнообразные призы как в России, так и за ее пределами. И кого же еще, спрашивается, было допускать до такой ответственной миссии, как наблюдение с камерой за повседневной жизнью «Войны», подготовкой и осуществлением их акций?
Фильм, получивший название «Завтра», был сделан, смонтирован и отправлен на Берлинский фестиваль, где и состоялась в минувшем феврале мировая премьера: при переполненном зале, в день тридцатилетия режиссера и с причитающейся случаю, хоть и совершенно искренней овацией. Уже тогда члены группы «Война» выступили с неожиданно агрессивными разоблачениями: «режиссер показал нас как детей и хулиганов, он оставил в фильме нашу личную жизнь, показал, как мы купаем ребенка и воруем еду в магазине, но не отразил в достойной форме идейно-революционную сторону нашей деятельности!».
Короче, пути автора и его героев разошлись - в документалистике это случается довольно часто, только редко при этом герои оказываются художниками со своими амбициями, которые режиссеру в таких амбициях категорически отказывают, не желая видеть в нем самостоятельную единицу. Или ты единомышленник и член «Войны», или будь добр, сдай отснятое в архив и уматывай куда подальше. Заметим, микробюджет фильма в 70 тысяч рублей - цена билетов из Москвы в Питер и обратно - Грязев выплатил из собственного кармана, но бессребреников из «Войны» это не взволновало. Они были уверены, что непонятливый режиссер охотится только за барышами и фестивальной славой.
Художники попробовали подать в суд, но ничего не вышло: разрешение на съемку у Грязева было, да и невозможно было такое, по сути, дневниковое кино снять без разрешения, разве что обладая плащом-невидимкой. Тогда они затаились до премьеры на ММКФ и выступили с очередными оскорбительными заявлениями и даже прямыми угрозами в адрес прокатчиков. Как назло, государство на сей раз оказалось солидарным с «Войной»: картине Грязева не пожелали давать прокатное удостоверение. И правда, ненормативной лексики в ней, при всей целомудренности видеоряда, более чем достаточно. Преодолеть все это прокатчикам удалось буквально чудом: в четверг картина все-таки окажется на экранах, хоть и немногочисленных. Вся шумиха вокруг нее сыграла роль вирусной рекламы - теперь даже те, кто не собирался смотреть это кино, вероятно, пойдут и самостоятельно решат для себя, где тут документальная истина, а где художественный образ.
| |