|
I международный фестиваль духовной музыки завершился вдохновенным концертом в Казанском Кремле.
(KZN.RU, 11 июля, Ксения Рябинкина). В минувшие выходные в Казани прозвучала музыка духа - заключительный концерт I международного фестиваля «Музыка веры» стал воплощением идей мира и гармонии. Главная идея организаторов концерта - объединение на одной площадке музыки разных религий. Пожалуй, трудно было выбрать для этого лучшее место, чем Пушечный двор Казанского Кремля. Деревянная кровля Южного корпуса двора, высокие кирпичные трубы в островерхих колпаках с флюгерами на макушке, арочные окна - российская архитектура начала XVII века на переднем плане. Остатки кладки старого здания, зрительно объединяющие его с возвышающейся сзади, сияющей золотом и синью мечетью Кул Шариф, уходящие вдаль крепостные стены... Мизансцена уже соединила в единое целое разные времена, верования, культуры. А затем зазвучала музыка. Очень разная - мусульманская, христианская, католическая, исполненная в классическом и авангардном стилях, на традиционных аутотентичных инструментах и на вполне современных электрогитарах и электроорганах, и в то же время такая одинаковая. Кроме того, что эта музыка рассказывает о добре, свете, надежде на чудо, она еще и показывает, как все мы близки независимо от верований и национальностей. Ведь в дошедших к нам из глубины веков песнопениях так разнолико, но похоже друг на друга звучат тар и балалайка, каманча и скрипка, даже свирель и саксофон. И самый великий музыкальный инструмент - человеческий голос. И мелодически мусульманский азан перекликался с композициями на темы русских народных песен «Джаз Бас театра» Алекса Ростоцкого, в духовных песнопениях ивановского ансамбля «Светилен» рассыпались хрустальные моцартовские пассажи, в состояние священного транса вводил публику голос ханенде Малакханум Эйюбовой, участницы мугамного трио из Азербайджана, и бежали мурашки по коже, когда Айгуль Хайри исполняла знамениое «Ave, Maria» Каччини... Вряд ли слушателям было важно, в каких церквях, мечетях, соборах, звучала раньше эта музыка. Здесь и сейчас она вызывала трепет и восторг... Так что с задачей перевернуть традиционное представление о том, что такое духовная музыка, организаторы концерта и его участники справились блестяще. Об организаторах хочется сказать отдельно. Связующим звеном и главной звездой гала-концерта стал Государственный камерный хор РТ под управлением Миляуши Таминдаровой. Она же - музыкальный директор фестиваля. Хор Миляуши Таминдаровой блестяще проиллюстрировал идею единения под знаком музыкального искусства, исполнив иудейскую, католическую, мусульманскую молитвы, и даже спиричуэлс - духовные песни афроамериканцев. Очень современно и свежо прозвучало «Посвящение Баху» - композицию, построенную на хоральных прелюдиях великого композитора, исполнила на электрооргане доцент Казанской консерватории, замдиректора Большого концертного зала им.С.Сайдашева Лада Лабзина. И явно волновавшийся за то, чтобы все прошло без накладок, художественный руководитель фестиваля Игорь Зисер волновался зря. Гала-концерт удался. Наверное, не совсем удачно был поставлен звук группы Алекса Ростоцкого - все-таки концерт проходил не в зале и акустические тонкости предусмотреть полностью не удалось. Тем не менее, исполненная практически a capella финальная композиция «Как во городе было, во Казани» (не в аранжировке Мусоргсого, а в первоначальном, народном виде) вызвала заслуженную бурю аплодисментов. Публика вообще очень тепло встречала, а особенно провожала каждого музыканта. Что особенно приятно - такой музыке подвластны все возрасты: в «зале» на открытом воздухе сидели весьма почтенные бабаи в тюбетейках, дамы бальзаковского и более юного возраста, юноши и девушки в шортах и бейсболках, малыши лет трех и даже младше. В общей сложности на концерте побывали почти 1000 человек. Кто-то уходил, но подходили новые люди, а большинство, затаив дыхание, слушали «Музыку веры» от начала и до конца. И дай Бог, чтобы мы могли восхищаться такой музыкой как можно чаще!
| |