Британский артист Питер О’Тул, которого одни считают выдающимся, а другие попросту великим, заявил, что уходит со сцены и из кинематографа. О том, что потеряло человечество, размышляет Антон Долин.
Выдающийся британский актер Питер О’Тул заявил о прекращении профессиональной деятельности и уходе на покой. Некоторые итоги карьеры восьмикратного «оскаровского» номинанта подводит обозреватель радио «Вести ФМ» Антон Долин.
У нас Питера О’Тула всегда знали, любили, уважали - может, не каждый советский зритель был способен подсчитать его «оскаровские» номинации, но как минимум комедию Уильяма Уайлера «Как украсть миллион» 1965 года знали все - и, разумеется, считали мужественного британца с пронзительными голубыми глазами достойным партнером Одри Хэпберн. Прошло время, и лидером советского проката стала авантюрная лента «Трюкач» - там О’Тула публика встретила как давнего хорошего знакомого. Однако та главная роль, благодаря которой слава настигла 30-летнего ирландца, большей части россиян была неведома. Речь о культовом эпосе Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский», где О’Тул сыграл заглавную роль, моментально став эталоном красоты и героической стати, на много лет и даже десятилетий вперед. В своей любви к историческому кино О’Тул был неудержим, и правда, казавшись современникам пришельцем из какой-то иной эпохи: забавно, что он дважды играл знаменитого короля Генриха II Плантагенета - в картинах «Беккет» и «Лев зимой», оба в 1960-х. Тогда же актер позволил себе расширить амплуа за счет немногочисленных, но всегда блестящих комедийных ролей. Его нездешняя красота и звучный голос заводили его в странные места - он успел сыграть и ангелов, сразу нескольких, в величественной «Библии» Джона Хьюстона, и императора-садиста Тиберия в патологическом, но колоритном «Калигуле» Тинто Брасса. Это было уже в 1970-х - сложном десятилетии для актера, когда он боролся с алкоголизмом и перенес несколько сложных операций, едва не расставшись с жизнью.
Однако потом восстал из пепла, сыграв десятки значимых ролей на британской сцене и не оставляя кинематограф, где постепенно его настигли амплуа мудрых старцев. В «Последнем император» Бернардо Бертолуччи он сыграл учителя главного героя, в «Трое» - царя Приама, в «Римской империи» - Октавиана Августа, в «Тюдорах " - папу римского Павла III, но запомнился другим: трогательной ролью смертельно больного старика в драме „Венера", который встречает последнюю любовь своей жизни и ведет ее в музей, посмотреть на ту единственную картину Веласкеса, которая есть в коллекции лондонской Национальной Галереи. Это была последняя, восьмая номинация на „Оскара " для О’Тула: проиграв предыдущие семь, он отказался приходить на церемонию - и только почетный приз Американской киноакадемии в 2003 заставил его сменить гнев на милость.
Сегодня Питеру О’Тулу 79 лет, и он осознанно принял решение уйти на покой. ‘Пришло для меня время признать поражение, - сказал он в официальном заявлении. - Я верю в то, что каждый должен решить сам для себя, когда пора уйти’. Что ж, время выбрано безупречно: именно сейчас люди по всему миру вспомнили Питера О’Тула, вновь увидев его молодым и прекрасным в кадрах из "Лоуренса Аравийского", с которых фактически начинается самый громкий блокбастер года - "Прометей". Робот по имени Дэвид ходит по пустому космическому кораблю и бесконечно вглядывается в экран, с которого на него смотрит О’Тул, а потом бежит к зеркалу, чтобы сделать такой же пробор, в безнадежной попытке приблизиться к идеалу.