|
От импрессионизма к 1960-м годам художница пришла к неоэкспрессионисткой манере письма: разрозненные и разнородные мазки образуют облака человеческих фигур. Резкие по контуру, внутри фигуры мазки свободно витают, намечая вполне конкретные черты лица, и рук, сохраняя портретное сходство. Но человек у Дэффинэ-Кристи получается буквально сотканным, он атомичен, он жив, состоит из живых броуновских частиц.
В своих пейзажах и натюрмотрах художница почти прямо выходит на абстракцию. В таких картинах, как «Звенигород», «В Гурзуфе», «Море штормит» фигуры практически не различимы. Этого никак нельзя было ожидать от советского художника-члена Московской организации Союза художников РСФСР.
Радикальную, едкую манеру экспрессиониста Оскара Кокошки и неоэкспрессиониста Георга Базелица Валентина Диффинэ-Кристи смягчает, романтизирует. У нее фигуры не разваливаются, не облезают потоками краски, а собираются, слепливаются, растут, при этом сохраняя «личную» свободу каждого из мазков.
Особого внимания заслуживает сам выбор моделей для портретов. В середине 1960-х художница входила в «Комиссию по индустрии» и вместе с другими художниками посещала заводы и писала портреты рабочих. Так появляются картины «Портрет Кожемякина, сборщика-электрика», «Фрезировщик Саша Феднев и Таня Крутова», портреты любовные и болезненные, будто те, кто изображен на портретах, были интеллигентами, заблудшими философами с мятущимися душами. Извивающимися линиями, яркими шлепками краски сделан «Портрет Сережи Добротина, комсомольца». Из таких людей вышли герои Александра Вампилова: советские, глубокие и нежные.
В 1970-е расхождение между статусом героя ее портретной живописи и его изображением увеличивается. Живопись Диффинэ-Кристи, с одной стороны, обособлятся от социальной реальности, а с другой, он передает то внутреннее ощущение человека, его, как сказали бы эзотерики, «эфирного тела», которое чувствует художница в натуре. «Крановщица литейного цеха завода Вл.Ильича Лена Иляскина» - изображение женщины, больше напонимающее фигурное кружево макраме, чем работницу какого бы то ни было завода. Это воздушная женщина, это розовый куст, а не крановщица. Характерны и цвета, которые выбирает Диффинэ-Кристи для портретов советских людей - розовый, сиреневый, зеленый.
Выставка Диффинэ-Кристи - это прекрасная живопись и добрая память о роматичном «хомо советикусе».
| |