|
Главный архитектор и глава Москомархитектуры Александр Кузьмин ушел со своего поста. В пресс-службе столичного правительства подтвердили, что Кузьмин написал заявление об отставке.
Культурный обозреватель «Вестей ФМ» Анна Кочарова считает, что такой шаг не был неожиданным, и выясняет, что Москва потеряет и что приобретет с уходом чиновника такого уровня.
Александр Кузьмин возглавлял Москомархитектуру с 1996 года, одновременно занимая и пост главного архитектора столицы. Выпускник МАРХИ, он работал в НИИ Генплана города, с начала 90-х годов трудился в ранге заместителя председателя Москомархитектуры. На последнюю должность Кузьмин был избран тайным голосованием архитектурного сообщества. Илья Лежава, заведующий кафедрой градостроительства МАРХИ, говорит о высоком профессионализме Кузьмина.
«Москва многое потеряет с его уходом, потому что это был человек, который знал город великолепно, просто каждый камушек, все проблемы, всю динамику проблем. Он был идеальным советником, таких надо поискать. Поскольку сейчас в главные архитекторы, наверное, пробьются люди из других городов, не думаю, что это будет лучше», - думает Лежава.
Вице-президент Союза московских архитекторов Михаил Хазанов отмечает дипломатические качества Кузьмина: даже если архитектор получал отрицательный вердикт на свой проект, решения всегда были мотивированными.
«У него всегда была какая-то архитектурная идея в голове, которую он держал и реализовывал настолько, насколько это было возможно. Вы не забывайте, что в 90-е годы это было "расстрельное" место, просто страшно было от того давления, которое на него оказывалось», - говорит Хазанов.
Именно под руководством Александра Кузьмина была проведена реконструкция кольцевой автодороги, длившаяся 4 года. Он лично проектировал здание нового театра Et Cetera Александра Калягина около Сретенских ворот. В то же время именно с ним связаны реконструкции «Военторга» и гостиницы «Москва», когда здания были снесены под ноль и вновь построены из новых материалов. Говорят, что Кузьмин был против сноса «Военторга», но Юрий Лужков все же утвердил проект - в итоге «Военторг» приобрел два дополнительных этажа, изменил цвет и претерпел другие значительные изменения. Необходимость следовать указаниям сверху - именно этим объясняет архитектурный критик Николай Малинин сложность работы уже теперь бывшего главы Москомархитектуры.
«Он уже не мог развернуть ситуацию в другую сторону, но при этом он оставался, потому что он был единственным, кто знал, что в городе происходит, поэтому он так долго и держался. Но эта эпоха должна была когда-то закончиться. Но печально, что эту эпоху нельзя назвать "эпохой Кузьмина". Этот период называется "лужковской архитектурой" - этот термин уже вошел в нашу жизнь, каким бы комичным он ни был. А Кузьмин всегда играл роль "разруливателя", - утверждает Малинин.
Впрочем, руководитель Архитектурного бюро Михаил Лабазов вообще сомневается в том, что кто-либо на посту главного архитектора Москвы сможет определять архитектурный облик столицы.
"Мне кажется, мы придаем слишком большое значение этому посту. Ну что такое главный архитектор города? Это чиновник, который проводит какую-то политику, спускаемую сверху", - отмечает Лабазов.
Новых кандидатов на пост главы Москомархитектуры пока не называют. В профессиональном сообществе лишь отмечают, что градостроительство - сфера широкая, но архитектура здесь должна быть определяющей. Поэтому надеются, что и следующий главный архитектор Москвы, как и Александр Кузьмин, будет человеком с архитектурным образованием.
| |