|
Правоохранительным органам станет проще преследовать судей, которых подозревают в совершении преступлений. Если ранее оперативникам требовалось получать разрешение на проведение следственных действий в отношении судей в судах того региона, где эти судьи работают, то теперь разрешение можно получить и в другом регионе.
Вот такие положения содержатся в изменениях в закон о судьях и оперативно-розыскной деятельности. На связи со студией «Вестей ФМ» ректор Российской академии адвокатуры и нотариата, заслуженный юрист России, доктор юридических наук Гасан Мирзоев.
«Вести ФМ»: Гасан Борисович, поможет ли это более эффективно бороться с коррупцией в судебной системе?
Мирзоев: Конечно, такие изменения в основном направлены на то, чтобы серьезнее усилить контроль за деятельностью судов и шире развернуть антикоррупционную деятельность на основе закона. Но что мы видим? На самом деле, статью 16 о статусе судей. Я, кстати говоря, будучи депутатом Государственной думы третьего созыва, работал с этим законом и прекрасно помню, в чем смысл этого закона.
Сегодня получается так, что если, например, ведется оперативно-розыскная деятельность, необходимо провести эти мероприятия в отношении судьи данного конкретно района, нужно идти в суд, где он работает. А теперь можно пойти в любой, как в законе написано, равнозначный суд. Кто решает, в какой суд пойти, - вот это более-менее демократично, это решает председатель или заместитель председателя Верховного суда. Значит, оперативники или лицо органа оперативной службы, полиции в данном случае или Следственного комитета, скорей всего, потому что полиция вряд ли получит расследование дела, Следственный комитет и его органы на местах должны обратиться вначале к руководителю или заместителю председателя Верховного суда, если кто-то должен определить, в какой суд идти. Именно поэтому в этом заключается упрощение.
И еще, что меня настораживает, что сегодня пока у нас в стране три суда, то есть нет единой практики правоприменения. Есть Конституционный суд, Верховный суд, Арбитражный. Постольку поскольку отсутствует практика единообразия, и об этом мы неоднократно говорили и за это боремся, мне кажется, что сегодня, когда нет практики получения согласия на проведение оперативно-розыскных мероприятий против судьи и нет единообразной практики правоприменения, очень будет непросто оперативным службам реализовать эту задачу - послушать, о чем говорят судьи в случае подозрения в фактах коррупции.
| |